Мастер и Маргарита в МХТ им.Чехова Print

Твитнуть

режиссёр: Янош Сас
актёры: Анатолий Белый, Наталья Швец, Дмитрий Назаров, Игорь Хрипунов
дата просмотра: 05 января 2013
продолжительность спектакля: 3 часа 20 мин с одним антрактом

"Мастер и Маргарита" в МХТ им. А.П.Чехова: новая театральная версия  романа Михаила Булгакова. Каждому следующему постановщику этого произведения можно посочувствовать: во-первых, поставить “Мастера и Маргариту” нужно будет по-новому (хоть немного), а, во-вторых, вызвать у зрителей какие-либо эмоции (сострадание, радость, смех, слёзы) будет крайне сложно ввиду всеобщей известности не только фраз из произведения, но и сцен, в которых эти фразы произносятся. Рассуждать о донесении или недонесении режиссером смысла “Мастера и Маргариты” до зрителя вообще не приходится: он давно донесён и, в данном случае, зритель пришел увидеть широко анонсированную и разрекламированную новую постановку со звездным составом. Но, уместно рассуждать о соответствии сценических образов булгаковским и правильности и/или об оригинальности постановочных решений.

Образы и актёры

Воланд – актёр Дмитрий Назаров (МХТ им.Чехова)

Самым эффектным является первое появление Воланда в спектакле: сразу бросаются в глаза внушительный рост и фигура Дмитрия Назарова. Кажется, что вот это будет впечатляющий Воланд: не только могущественный и безжалостный, но и возвышающийся над другими людьми. Но, этого не происходит. Воланд Назарова сытый, самодовольный и вальяжный. Нет жесткости, суровости и дьявольского блеска в глазах.

В известной киноверсии Владимира Бортко Воланд Олега Басилашвили справедлив, но страшен в своей беспощадности:

 воланд олег басилашвили

Воланд Олега Басилашвили из сериала “Мастер и Маргарита” Владимира Бортко

воланд дмитрий назаров мхт им чехова

Воланд Дмитрия Назарова из спектакля “Мастер и Маргарита”, МХТ им.Чехова

Мастер – актёр Анатолий Белый (МХТ им.Чехова)

Мастер сыгран Анатолием Белым впечатляюще, но в начале спектакля он почему-то держится неестественно и немного позирует. Булгаковскому Мастеру не была свойственна поза: ни в одном эпизоде книги он не актёрствует и не входит в образы. Мастер – это простой в общении, открытый и естественно держащий себя человек. На это стоит обращать внимание, так как склонность к позированию – это важная характеристика человека и его миропонимания. Как правило, “представляться” свойственно людям достаточно поверхностным, а, главное, не верящим в то, что их могут окружающие воспринимать серьёзно без образа и позы. К тому же, Мастер – человек больной и не принятый своим временем, а в таких случаях не до позы.
 
мастер и маргарита мхт им чехова анатолий белый

Мастер в исполнении Анатолия Белого, "Мастер и Маргарита", МХТ им.Чехова

Маргарита – актриса Наталья Швец (МХТ им.Чехова)

Наталья Швец сыграла настоящую булгаковскую Маргариту – женщину любящую в абсолютном смысле этого слова и нуждающуюся в том, чтобы любить. Единственный недостаток в том, что Маргарита не летала обнаженная на метле, но это относится к недостаткам постановки, а не исполнения Натальи Швец.
 
мастер и маргарита мхт им чехова наталья швец

Маргарита Наталья Швец, "Мастер и Маргарита", МХТ им.Чехова

Берлиоз – актёр Игорь Золотовицкий (МХТ им.Чехова)

Берлиоз на сцене выглядит мягким добряком, изрекающим штампы, но способным услышать и воспринять другое мнение, толерантным и способным к сочувствию человеком. А вот Берлиоз Булгакова такого впечатления не производит: это самодовольный, напыщенный зазнайка, который долдонит одно и то же и у которого атрофирована способность видеть в инакомыслящих полноценных людей, безапелляционно изрекающий штампы и, к тому же, неприятный физически.

Высокого, добродушного и приятного в общении Берлиоза Игоря Золотовицкого, по мнению зрителя, вообще не за что убивать, тем более, так жестоко и цинично – путём отрезания головы с предварительным уведомлением жертвы о деталях будущей экзекуции.

мастер и маргарита мхт им чехова

сцена из спектакля "Мастер и Маргарита", МХТ им.Чехова

Опять-таки, сравнивая с сериалом “Мастер и Маргарита” Владимира Бортко можно сказать, что Берлиоз в исполнении Александра Адабашьяна – это именно булгаковский Берлиоз:

берлиоз александр адабашьян
  Александр Адабашьян в роли Берлиоза, сериал "Мастер и Маргарита", режиссёр В.Бортко

Жорж Бенгальский – актёр Игорь Верник (МХТ им.Чехова)

Жорж Бенгальский в исполнении Верника – это серебристый пиджак на быстробегающих ногах с тараторящим ртом, расплывающемся в широкой белозубой улыбке, одним словом, настоящий конферансье.

мастер и маргарита мхт им чехова игорь верник жорж бенгальский

Жорж Бенгальский в исполнении Игоря Верника, "Мастер и Маргарита", МХТ им.Чехова

Стёпа Лиходеев – актёр Павел Ващилин (МХТ им.Чехова)

Лиходеев, хоть и страдающий от похмелья, производит в своей розовой рубашке и трусах радостное впечатление среди бетонного серого бытия советского человека. Кажется, Стёпе жилось лучше других: руководитель увеселительного заведения, регулярно пьян, похмеляется водкой. Замечательно сыгранная роль.

мастер и маргарита мхт им чехова

Стёпа Лиходеев в окружении свиты Воланда, "Мастер и Маргарита", МХТ им. Чехова

Постановка

Режиссёром и автором сценической версии “Мастера и Маргариты” в МХТ им.Чехова является венгерский режиссёр Янош Сас.

Действие спектакля разворачивается в метро: серые бетонные блоки и рельсы составляют основные декорации. Через двери и турникеты метро проходят одинаковые люди в однотипных бесцветных одеждах. Всё так и было, но мы – в театре, и здесь не будет всё так просто: пассажиры будут маршировать в замедленной съёмке и маленьких солнцезащитных очках, неизбежно вызывая ассоциацию с культовой "Матрицей".

мастер и маргарита мхт им чехова

"Мастер и Маргарита", МХТ им.Чехова

С точки зрения декораций и костюмов спектакль сделан оригинально и качественно, над его созданием работали явно профессиональные и талантливые художники, оформители и костюмеры.

Что касается смысла происходящего на сцене, то зритель несколько запутан относительно времени повествования: Левий Матвей (Артём Быстров) передвигается по сцене с видеокамерой, на которую снимает распятие, а Понтий Пилат (Николай Чиндяйкин) одет в костюм с галстуком. И если за камеру в руках Левия Матвея зритель хотя бы благодарен, так как видит казнь Иешуа на экранах мониторов, на которые транслируется запись, и она не происходит на сцене перед всем залом, то пиджак и галстук к Понтию Пилату, громко прославляющему имя императора Тиберия, вовсе не клеятся. Создаётся впечатление, что времена не меняются – бюрократы в галстуках как вершили, так и вершат судьбы, в свою очередь являясь колёсиками государственной машины. Древние римляне не согласились бы с Яношем Сасом: “Tempora mutantur, nos et mutamur in illis”, - “Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними”.

автор: Елизавета Мельниченко
 
мастер и маргарита мхт чехова отзыв
 

Отзывы о других спектаклях:

отзыв о спектакле чайка московского театра п/р о табакова

 Отзыв о спектакле "Чайка" Московского театра п/р О.Табакова:

"...Изумила режиссерская интерпретация диалога Заречной (Яна Осипова) и Треплёва (Павел Ворожцов), во время которого Заречная ложится на стол перед Треплёвым, поднимает юбку и раздвигает ноги..." читать далее

 отзыв о спектакле обрыв мхт им чехова

 

Отзыв о спектакле "Обрыв" в МХТ им.А.П.Чехова:

"В спектакле “Обрыв” задействован “звездный” состав: Анатолий Белый (Райский), Дарья Юрская (Крицкая), Артём Быстров (Марк)…" читать далее

 

 

Твитнуть
Артур Миллер: фигурант «чёрного списка» Голливуда и последний муж Мэрилин Монро

Артур Миллер: фигурант «чёрного списка» Голливуда и последний муж Мэрилин Монро

Артур Ашер Миллер по праву считается одним из величайших американских драматургов. Его пьесы удостаивались престижнейших наград, даже когда их подозревали в «антиамериканской

Всеволод Мейерхольд и его авангардный Театр

Всеволод Мейерхольд и его авангардный Театр

Всеволод Эмильевич Мейерхольд — советский актёр и театральный режиссер, чьи провокационные эксперименты в авангардном театре стали основой современного театрального

Загрузка...
КОММЕНТАРИИ

tata от 23 марта 2013 г. 22:49

благодарю вас, я обязательно посмотрю.

Yelizaveta от 23 марта 2013 г. 19:21

Да, буква М, превращающаяся во время бала в Дабл Ю, висит под потолком сцены. Данные билета - смотрите под текстом статьи.

tata от 23 марта 2013 г. 1:00

ух ты, какой эффект! от букв я имею в виду)
а вы такую букву заметили, Yelizaveta? может, там ещё какие скрытые интересности на сцене были?
кстати говоря - а билет сколько стоил?

Го от 22 марта 2013 г. 11:19

спектакль отличный на фоне ужастиков и глупых ТВ-комедий,
не знаю, заметили ли другие - под потолком над сценой светилась красная буква М (как первая буква слова Мастер) а потом она перевернулась и превратилась в W - когда был бал сатаны - как Woland/

Yelizaveta от 24 января 2013 г. 10:39

Да, художник по костюму свое дело знает,
Маргарита была одета в черное пальто нараспашку, под ним - красное платье. Черно-красные сочетания цветов - очень агрессивные с точки зрения психологического воздействия, плюс, была красная подсветка сцены и местами очень громкая музыка - все это создавало дополнительный накал страстей.

Ola от 13 января 2013 г. 19:15

У Геллы отличный костюмчик! Браво! Ловко костюмеры вышли из положения, обозначив персонаж, которая по сценарию должна быть голой)

Jena от 12 января 2013 г. 11:01

Мне очень нравится сериал "Мастер и Маргарита" с Басилашвили, а вот этот спектакль я не смотрела.
Очень сильная рецензия: как люди всё же по разному не только "прочитывают" произведение, но ещё и как по-разному люди его воспринимают. Это творение Михаила Булгакова воистину бессмертно!

Yelizaveta от 11 января 2013 г. 20:41

Бегемота играет Фёдор Лавров, Воланд окружен свитой из талантливейших актёров: Гелла (Мария Зорина) - настоящая чертовка с красными рогами, Азазелло (Игнатий Акрачков) и Коровьев (Михаил Трухин - мент из сериала "Улицы разбитых фонарей").

tata от 11 января 2013 г. 19:21

любопытно, а что с котом? Кто играл роль Кота Бегемота? они выпускали чёрного котика живого или... как?

Добавить отзыв о спектакле: Мастер и Маргарита в МХТ им.Чехова
  ИМЯ:    
    
E-mail:    
необязательно    
  ВАШИ КОММЕНТАРИИ:*    
Осталось символов: 

* На портале приветствуется самостоятельное мышление и не приветствуется оскорбление других пользователей. Просим максимально воздерживаться от ненормативной лексики.

Добавить Cancel

 

Театр

 

НОВОЕ

История искусства рождается сегодня   О ПРОЕКТЕ

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Центр Української культури та мистецтва

АВТОРСКИЕ ПРАВА

Копирование материалов портала 2queens.ru разрешается при наличии гиперссылки, открытой для индексации поисковыми системами, и уведомления о копировании материалов редакции портала 2queens.ru через почтовый ящик info@2queens.ru.