режиссёр: Янош Сас
актёры: Анатолий Белый, Наталья Швец, Дмитрий Назаров, Игорь Хрипунов
дата просмотра: 05 января 2013
продолжительность спектакля: 3 часа 20 мин с одним антрактом
"Мастер и Маргарита" в МХТ им. А.П.Чехова: новая театральная версия романа Михаила Булгакова. Каждому следующему постановщику этого произведения можно посочувствовать: во-первых, поставить “Мастера и Маргариту” нужно будет по-новому (хоть немного), а, во-вторых, вызвать у зрителей какие-либо эмоции (сострадание, радость, смех, слёзы) будет крайне сложно ввиду всеобщей известности не только фраз из произведения, но и сцен, в которых эти фразы произносятся. Рассуждать о донесении или недонесении режиссером смысла “Мастера и Маргариты” до зрителя вообще не приходится: он давно донесён и, в данном случае, зритель пришел увидеть широко анонсированную и разрекламированную новую постановку со звездным составом. Но, уместно рассуждать о соответствии сценических образов булгаковским и правильности и/или об оригинальности постановочных решений.
Образы и актёры
Воланд – актёр Дмитрий Назаров (МХТ им.Чехова)
Самым эффектным является первое появление Воланда в спектакле: сразу бросаются в глаза внушительный рост и фигура Дмитрия Назарова. Кажется, что вот это будет впечатляющий Воланд: не только могущественный и безжалостный, но и возвышающийся над другими людьми. Но, этого не происходит. Воланд Назарова сытый, самодовольный и вальяжный. Нет жесткости, суровости и дьявольского блеска в глазах.
В известной киноверсии Владимира Бортко Воланд Олега Басилашвили справедлив, но страшен в своей беспощадности:
Воланд Олега Басилашвили из сериала “Мастер и Маргарита” Владимира Бортко
Воланд Дмитрия Назарова из спектакля “Мастер и Маргарита”, МХТ им.Чехова
Мастер – актёр Анатолий Белый (МХТ им.Чехова)
Мастер сыгран Анатолием Белым впечатляюще, но в начале спектакля он почему-то держится неестественно и немного позирует. Булгаковскому Мастеру не была свойственна поза: ни в одном эпизоде книги он не актёрствует и не входит в образы. Мастер – это простой в общении, открытый и естественно держащий себя человек. На это стоит обращать внимание, так как склонность к позированию – это важная характеристика человека и его миропонимания. Как правило, “представляться” свойственно людям достаточно поверхностным, а, главное, не верящим в то, что их могут окружающие воспринимать серьёзно без образа и позы. К тому же, Мастер – человек больной и не принятый своим временем, а в таких случаях не до позы.
Мастер в исполнении Анатолия Белого, "Мастер и Маргарита", МХТ им.Чехова
Маргарита – актриса Наталья Швец (МХТ им.Чехова)
Наталья Швец сыграла настоящую булгаковскую Маргариту – женщину любящую в абсолютном смысле этого слова и нуждающуюся в том, чтобы любить. Единственный недостаток в том, что Маргарита не летала обнаженная на метле, но это относится к недостаткам постановки, а не исполнения Натальи Швец.
Маргарита Наталья Швец, "Мастер и Маргарита", МХТ им.Чехова
Берлиоз – актёр Игорь Золотовицкий (МХТ им.Чехова)
Берлиоз на сцене выглядит мягким добряком, изрекающим штампы, но способным услышать и воспринять другое мнение, толерантным и способным к сочувствию человеком. А вот Берлиоз Булгакова такого впечатления не производит: это самодовольный, напыщенный зазнайка, который долдонит одно и то же и у которого атрофирована способность видеть в инакомыслящих полноценных людей, безапелляционно изрекающий штампы и, к тому же, неприятный физически.
Высокого, добродушного и приятного в общении Берлиоза Игоря Золотовицкого, по мнению зрителя, вообще не за что убивать, тем более, так жестоко и цинично – путём отрезания головы с предварительным уведомлением жертвы о деталях будущей экзекуции.
сцена из спектакля "Мастер и Маргарита", МХТ им.Чехова
Опять-таки, сравнивая с сериалом “Мастер и Маргарита” Владимира Бортко можно сказать, что Берлиоз в исполнении Александра Адабашьяна – это именно булгаковский Берлиоз:

Александр Адабашьян в роли Берлиоза, сериал "Мастер и Маргарита", режиссёр В.Бортко
Жорж Бенгальский – актёр Игорь Верник (МХТ им.Чехова)
Жорж Бенгальский в исполнении Верника – это серебристый пиджак на быстробегающих ногах с тараторящим ртом, расплывающемся в широкой белозубой улыбке, одним словом, настоящий конферансье.
Жорж Бенгальский в исполнении Игоря Верника, "Мастер и Маргарита", МХТ им.Чехова
Стёпа Лиходеев – актёр Павел Ващилин (МХТ им.Чехова)
Лиходеев, хоть и страдающий от похмелья, производит в своей розовой рубашке и трусах радостное впечатление среди бетонного серого бытия советского человека. Кажется, Стёпе жилось лучше других: руководитель увеселительного заведения, регулярно пьян, похмеляется водкой. Замечательно сыгранная роль.
Стёпа Лиходеев в окружении свиты Воланда, "Мастер и Маргарита", МХТ им. Чехова
Постановка
Режиссёром и автором сценической версии “Мастера и Маргариты” в МХТ им.Чехова является венгерский режиссёр Янош Сас.
Действие спектакля разворачивается в метро: серые бетонные блоки и рельсы составляют основные декорации. Через двери и турникеты метро проходят одинаковые люди в однотипных бесцветных одеждах. Всё так и было, но мы – в театре, и здесь не будет всё так просто: пассажиры будут маршировать в замедленной съёмке и маленьких солнцезащитных очках, неизбежно вызывая ассоциацию с культовой "Матрицей".
"Мастер и Маргарита", МХТ им.Чехова
С точки зрения декораций и костюмов спектакль сделан оригинально и качественно, над его созданием работали явно профессиональные и талантливые художники, оформители и костюмеры.
Что касается смысла происходящего на сцене, то зритель несколько запутан относительно времени повествования: Левий Матвей (Артём Быстров) передвигается по сцене с видеокамерой, на которую снимает распятие, а Понтий Пилат (Николай Чиндяйкин) одет в костюм с галстуком. И если за камеру в руках Левия Матвея зритель хотя бы благодарен, так как видит казнь Иешуа на экранах мониторов, на которые транслируется запись, и она не происходит на сцене перед всем залом, то пиджак и галстук к Понтию Пилату, громко прославляющему имя императора Тиберия, вовсе не клеятся. Создаётся впечатление, что времена не меняются – бюрократы в галстуках как вершили, так и вершат судьбы, в свою очередь являясь колёсиками государственной машины. Древние римляне не согласились бы с Яношем Сасом: “Tempora mutantur, nos et mutamur in illis”, - “Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними”.
автор: Елизавета Мельниченко
Отзывы о других спектаклях:
|
Отзыв о спектакле "Чайка" Московского театра п/р О.Табакова:
"...Изумила режиссерская интерпретация диалога Заречной (Яна Осипова) и Треплёва (Павел Ворожцов), во время которого Заречная ложится на стол перед Треплёвым, поднимает юбку и раздвигает ноги..." читать далее
|
 |
Отзыв о спектакле "Обрыв" в МХТ им.А.П.Чехова:
"В спектакле “Обрыв” задействован “звездный” состав: Анатолий Белый (Райский), Дарья Юрская (Крицкая), Артём Быстров (Марк)…" читать далее
|