24 октября, в День рождения своего отца, великого артиста и мастера сатиры Аркадия Исааковича Райкина, руководитель театра «Сатирикон» и актёр Константин Райкин выступил на седьмом съезде Союза театральных деятелей России со знаменательной речью против цензуры в искусстве. Речь артиста была моментально разобрана на цитаты, лучшие из которых мы подготовили для наших читателей в этом материале.
Папа, когда понял, что я стану артистом, учил меня одной вещи. Он как-то в моё сознание вложил одну такую вещь, он называл это – цеховая солидарность. Мне кажется, сейчас время про это вспомнить всем.
«Меня очень тревожат – я думаю, как и вас всех – те явления, которые происходят в нашей жизни. Эти, так сказать, наезды на искусство, на театр, в частности. Эти совершенно беззаконные, экстремистские, наглые, агрессивные, прикрывающиеся словами о нравственности, о морали, и вообще всяческими так сказать, благими и высокими словами: «патриотизм», «Родина», и «высокая нравственность». Вот эти группки оскорблённых якобы людей, которые закрывают спектакли, закрывают выставки, нагло очень себя ведут, к которым как-то странно власть нейтральна – дистанцируется. Мне кажется, это безобразное посягательство на свободу творчества, на запрет цензуры.
А запрет цензуры – я не знаю, как кто к этому относится, а я считаю, что это величайшее событие векового значения в нашей жизни, в художественной, духовной жизни нашей страны… Это проклятие и многовековой позор вообще отечественной нашей культуры, нашего искусства – наконец был запрещён. И что сейчас происходит? Я сейчас вижу, как на это явно чешутся руки кого-то – это изменить и вернуть обратно.
Мы очень разобщены, мне кажется. Мы достаточно мало интересуемся друг другом. Но это победы. Главное, что есть такая мерзкая манера – клепать и ябедничать друг на друга. Мне кажется, что это просто сейчас недопустимо!
Я помню: мы все родом из советской власти. Я помню этот позорный идиотизм! Это причина, единственная, по которой я не хочу быть молодым, не хочу вернуться туда опять, эту мерзкую книжку читать. А меня заставляют читать эту книжку опять. Потому что словами о нравственности, о Родине и народе, о патриотизме прикрываются, как правило, очень низкие цели… Верю, что они проплачены.
Когда мочой обливают фотографии – это что, борьба за нравственность, что ли?..
Не надо делать вид, что власть – это единственный носитель нравственности и морали.
Умная власть платит искусству за то, что искусство перед ней держит зеркало и показывает в это зеркало ошибки, просчёты и пороки этой власти.
Я сейчас слышу: «Это чуждые нам ценности. Вредно для народа». Это кто решает? Это ни будут решать? Они вообще не должны вмешиваться. Они должны помогать искусству, культуре.
Собственно, я считаю, что нам надо объединиться… Нам надо плюнуть и на время забыть о наших художественных тонких рефлексиях по отношению друг к другу.
Мы друг на друга клевещем, доносим иногда, прямо вот так, ябедничаем. И опять хотим в клетку. В клетку-то зачем опять?... Что же мы иллюстрируем Фёдора Михайловича Достоевского, который говорил: «Только лиши нас опеки, мы тут же попросимся обратно в опеку».
И церковь наша несчастная, которая забыла, как её травили, уничтожали священников, срывали кресты и делали овощехранилища в наших церквях. Она начинает действовать такими же методами сейчас.
Значит, прав был Лев Николаевич Толстой, который говорил, что не надо соединяться власти с церковью, иначе она начинает не богу служить, а власть обслуживать. Что мы в большой степени наблюдаем.
Мне кажется, сейчас, в очень трудные времена, очень опасные, очень страшные; очень это похоже… Не буду говорить, на что. Но сами понимаете. Нам нужно вместе очень соединиться и очень внятно давать отпор этому.
Напомним, что в сентябре 2016-го года была со скандалом закрыта выставка фотографий «Без смущения» Джока Стерджеса, поскольку в ней усмотрели моменты детской порнографии, в начале октября в Новосибирске назвали «неформатом» и отменили выставку о женской красоте «FEMINA», а в конце октябре в Омске отменили рок-оперу «Иисус Христос – суперзвезда» из-за «кощунства» и «попирания сакральных смыслов».