«Вечная весна» – самая дорогая скульптура Огюста Родена из когда-либо продававшихся на аукционах.
«Вечная весна» (фр.: l’Éternel printemps, англ.: Embracing Lovers) Родена высечена из цельного куска мрамора и является одной из самых удачных версий этого сюжета в исполнении скульптора (считается, что это - пятая из десяти версий).
Данная скульптура была особенно отмечена в биографии Родена, составленной в 1906 году Фредериком Лотоном (Frederick Lawton), как самая красивая из всех версий. Другие мраморные версии этого сюжета в исполнении Родена находятся в Эрмитаже, Метрополитен-музее и других лучших музеях мира.
Тема обнимающихся влюбленных захватила Родена; скульптура отсылает к Паоло и Франческе – легендарным возлюбленным, души которых встретил в аду Данте («Божественная комедия», Ад, Песнь V).
Данте упоминает о событиях, современником которых он являлся: Франческа да Римини, дочь Гвидо да Полента, синьора Равенны, была около 1275 года выдана замуж за Джанчотто Малатеста, отец которого был вождем риминийских гвельфов, некрасивого и хромого. Когда Джанчотто узнал, что Франческа вступила в сношения с его младшим братом Паоло, он заколол их обоих – это произошло между 1283 и 1285 годами.
А у племянника Франчески, Гвидо Новелло да Полента, синьора Равенны, Данте нашел свой последний приют.
Приведенный в «Божественной комедии» эпизод впоследствии побудил многочисленных поэтов, художников и композиторов неоднократно обращаться к трагической истории любви Паоло и Франчески.

Для фигуры женщины скульптуры «Вечная весна» Роден выбрал чувственную Torse d'Adèle (1882), которая была названа по имени модели, позировавшей скульптору.

Огюст Роден. Вечная весна. Мрамор. 66,6 см. Задумана в 1884, высечена в 1901-1903
В скульптуре «Вечная весна» заметно усиление эротизма по сравнению с более ранними работами Родена; движения и позы более откровенные, что может быть результатом правил, принятых в мастерской скульптора: модели могли двигаться свободно и раскрепощенно. Сам Роден высказывался об этом так:
«Скульптура не должна быть оригинальной, все, что ей нужно – это жизнь. […] Я всегда считал, что движение – главная составляющая скульптуры и во всем, что я создавал, я пытался достичь этого. […] Горе, радость, размышления – в нашем искусстве все становится действием».
(цитата из Ionel Jianou & Cécile Goldscheider, Роден, Париж, 1967, стр. 19-20)
Другая версия скульптуры на ту же тему (о Паоло и Франческе):

Огюст Роден. Поцелуй. 1886. Музей Родена в Париже
Скульптура «Вечная весна» Огюста Родена находилась в коллекции российского миллиардера Дмитрия Рыболовлева и была продана им на нью-йоркских торгах Sotheby’s 9 мая 2016 года за $20,4 млн., установив аукционный рекорд цены на произведения этого мастера. Однако, это более, чем вдвое меньше $48,1 млн., заплаченных за скульптуру ранее самим Дмитрием Рыболовлевым.
автор: Елизавета Мельниченко