Казимир Малевич: столетие «Чёрного квадрата» Print

Существует не так уж много художественных произведений, которым не грозит опасность растаять в дымке общественной амнезии. В каталоге таких шедевров - легендарный "Чёрный квадрат" Казимира Малевича, картина, которая до сих пор вызывает больше вопросов, чем ответов. Рождение этого шедевра авангарда,становление Малевича, как художника с самостоятельным стилем и концепцией, связано с событиями в стране, которые задавали политическое направление искусству.

Казимир Северинович Малевич родился 11 февраля 1878г в польской семье в Киеве. В 1904г уехал в Москву учиться живописи. Его поиски новых путей в искусстве и активное участие в выставках сделали его одной из центральных фигур художественной жизни Москвы и Петербурга. До своей смерти от тяжёлой болезни в 1935г, К. Малевич был не только создателем и теоретиком новых концепций в живописи авангарда, он занимался педагогической деятельностью, участвовал в музейном строительстве. После смерти художника, большая часть его наследия была передана Государственному Русскому музею.

«Ощущение жизни как непрерывной новизны – вот та плодотворная почва, на которой расцветает и созревает искусство».

К. Паустовский.

У каждой эпохи свои угрозы, начало XXв принесло взрывоопасное сочетание деструктивного и созидательного начал – духа нигилизма и революционной агрессии общества с творческой энергией, направленной на создание радикально нового в искусстве и во всех сферах жизни. Ещё за несколько лет до этого ничто в русском искусстве не предвещало таких революционных перемен, потому что на рубеже XIX-XXвеков русская официальная живопись оставалась в академических рамках. Но искусство шагало в ногу со временем, и начались интенсивные поиски нового языка, с помощью которого можно было бы адекватно выразить новое мировидение, новое мироощущение. Это было время идейного разброда, период разноречивых исканий и тенденций в искусстве, когда одно за другим возникали и распадались, не получив должного признания, новые объединения с крикливыми манифестами и декларациями, претендующие на исключительную роль. Всю эту совокупность экспериментальных, подчёркнуто необычных поисковых течений, не объединённых конкретной художественной программой или стилем, традиционно называют «авангардом». Понятие «авангарда» условно объединило разные направления искусства XXв: конструктивизм, кубизм, орфизм, оп арт, поп-арт, сюрреализм, фовизм, пуризм. Но если в европейском авангарде основными направлениями были дадаизм, сюрреализм и фовизм, то «визитной карточкой» русского авангарда стали: футуризм, кубофутуризм, супрематизм и конструктивизм. При всём разнообразии течений, общим для авангарда был радикальный отказ от культурного наследия и отрицание эволюционной преемственности в художественном творчестве. Отличавшийся своим бунтарским характером, русский авангард стал уникальным явлением в искусстве - он охватил не только  живопись, а практически всю культуру того времени: литературу, музыку, театр, фотографию, кинематограф, дизайн и архитектуру. Футуризм и кубофутуризм нашли отражение в живописи и поэзии (творчество Маяковского), супрематизм--в живописи, конструктивизм--в дизайне, книжной графике и архитектуре. На разных исторических этапах лидирующее направление задавали сменявшие друг друга течения: 1900-1910гг--время появления абстракционизма, фовизма, кубизма, футуризма и экспрессионизма, 1920-1930гг принадлежат сюрреализму. Необходимо отметить, что революционное содержание авангарда не было обусловлено политическими революциями, хотя именно исторические события того времени в стране создали благоприятные условия для неслыханного разнообразия форм искусства. Русское искусство совершило собственную радикальную эстетическую революцию, в чём был убеждён К. Малевич: «Кубизм и футуризм были движения революционные--в искусстве, предупредившие и революцию в экономической и политической жизни 1917г». И только после Октябрьской революции 1917г произошло отождествление эстетической революции с социополитической. Но потенциальная энергия политической революции оказалась разрушительной для эстетической: к рубежу 1920-1930гг нереалистические направления были полностью запрещены, а в 1932г- окончательно закрыты многочисленные художественные объединения и создан единый Союз художников. Русский авангард остался феноменом в истории искусства XXв, как единственный из стилей, бросивший вызов традиционному искусству. Разрыв с господствующей в то время официальной живописью был, в духе того времени, резким—именно так авангардисты видели свой вариант демократии. Авторитеты безжалостно ниспровергались: в Московском Политехническом музее состоялся «суд над Репиным». Профессор петербургской Академии художеств И. Репин был постоянной мишенью для нападок авангардистов, что, впрочем, не пошатнуло его позиции. Глава передвижников так выразил своё впечатление от выставки российских и зарубежных авангардных художников в Петербурге «Салона» В. Издебского в 1910г: «Здесь ожидал нас целый ад цинизма западных бездарностей,--хулиганов, саврасов без узды, на полной свободе выкидывающих курбеты красками на своих холстах». О компромиссе не могло быть и речи: революционность нового искусства обескураживала, вызывала недоумение и, иногда, смех. Поэт-символист, живописец и блестящий критик Максимилиан Волошин в своей рецензии на выставку авангардистов «Ослиный хвост» (1912) отмечал оригинальность русского неопримитивизма. Тяготея к изображению жизни солдат, парикмахеров, проституток и педикюрш, участники выставки пытались изобразить своих персонажей цветами предметов, их представляющих: парикмахеров писали губной помадой, фиксатуратом, бриллиантином и лосьоном для роста волос, а солдат—дёгтем, грязью и керосином, придавая для убедительности изображаемым объектам ещё и запах. К. Малевич участвовал в этой выставке со своей серией примитивистско-фовистских гуашей.

«Полотёры» (1912) Казимир Малевич

Практически все крупные художники русского авангарда пробовали себя в разных стилях. Казимир Малевич не был исключением. Первыми опытами художника в живописи были натурные пейзажные этюды в манере импрессионизма, к которой он вновь вернулся через десятилетия.

«Сад в цвету» (1904) Казимир Малевич

В рамках крупнейшего объединения раннего авангарда в России «Бубновый валет» (в число учредителей входил Александр Куприн) К.Малевич познакомился с работами и трактатом «О духовном в искусстве» В.Кандинского (1866-1944), основоположника абстракционизма. Абстракционизм В. Кандинского часто называют лирическим, потому что его абстракции—это спонтанная иррациональная игра цветовых пятен.

«Композиция IV»(1911) В. Кандинский.

Абстракционизм К. Малевича, который тоже считается теоретиком и практиком этого течения, развивался в другом направлении — это математически выверенные геометрические построения. Возможно, пристрастие художника к изображению геометрических фигур, характерное для всего его творчества, зародилось в молодости, когда он работал чертёжником в техническом отделе Курской железной дороги. Но вряд ли неподготовленный зритель сможет уловить эти различия: беспредметные абстракции обоих художников в равной степени кажутся лишёнными смысла и не связанными с жизнью. Только знания их теоретических трудов помогут понять, что стоит за всевозможными комбинациями первичных элементов—линий, цветов и геометрических форм. Мало того, что картины абстракционистов не были шедеврами коммуникации, они часто сопровождались вызывающими подписями, которые, несомненно, усиливали впечатление от увиденного: «Содержание картины художнику не известно». Увлечение абстракционизмом не оставило глубокого следа в творчестве К. Малевича, о чём свидетельствует отсутствие явно абстракционистских работ того периода. А вот выставка кубиста Аристарха Лентулова весной 1913г стала событием, определившим творчество Малевича в новом жанре кубофутуризма на ближайшие два года.

Кубофутуризм, локальное направление русского авангарда в живописи и поэзии начала XXв, вырос из находок кубизма, футуризма и неопримитивизма. Наиболее характерные кубофутуристические картины представляют собой полуабстрактные композиции, составленные из цилиндро-, колбо-, конусо-, кожухообразных полых объёмных цветных форм, близких к «машинной» ритмике и имеющих металлический блеск. В живописи кубофутуризм представляли: Малевич, Пуни, Гончарова, Розанова, Экстер и др. На знаменитой выставке «Мишень» (Москва, 1813) К. Малевич дебютировал со своими кубофутуристическими работами.

«Голова крестьянской девушки» Казимир Малевич

Выставка проходила под девизом «Признавать всё!». Её организатор М. Ларионов призывал уравнять в эстетических правах оригиналы и копии, образцы профессионального и наивного искусства, чтобы уничтожить преграду между элитарной и массовой культурой. Из-за алогизма и абсурдности композиций, работы кубофутуристов часто сопровождались термином «заумный реализм». Но апологет кубофутуризма К. Малевич считал, что именно алогизм, специфическая черта русского кубизма, позволил отмежеваться от западных футуристов и кубистов. Художник был убеждён, что «логика всегда ставила преграду новым подсознательным движениям и, чтобы освободиться от предрассудков, было выдвинуто течение алогизма». Подтверждением этих убеждений стала его предельно алогичная картина «Корова и скрипка».

«Корова и скрипка» (1913) Казимир Малевич

Фактически, работы кубофутуристов начали разрабатывать эстетику абсурда, которая в Западной Европе составила основу дадаизма и сюрреализма, а в России стала переходным периодом к таким крупным направлениям русского авангарда, как супрематизм и конструктивизм.

«Дама на остановке трамвая» (1913) Казимир Малевич

В 1914-1915гг появляется одно из основных течений в русском абстрактном искусстве и определяющий его термин — «супрематизм» (от лат. supremus-наивысший). Идейным вдохновителем, основным теоретиком и ярчайшим представителем супрематизма был К. Малевич, объединивший своих последователей в художественное общество «Супремус» для распространения идей супрематизма. Ключом к пониманию метода Малевича является его теоретическая работа «От кубизма и футуризма к супрематизму»(1916), в которой он обосновал своё убеждение, что фактическая передача физического мира и рисование с натуры «свойственны дикарям». Согласно идее Малевича, супрематизм стал высшей степенью развития искусства благодаря выделению беспредметного как сущности любого вида искусства. Подлинный творец должен отказаться от подражания действительности и интуитивно открыть для себя истинную реальность, заключённую в простых геометрических формах—основе всего сущего. Супрематизм по своему содержанию был геометрической абстракцией и поэтому выражался в лишённых изобразительного смысла комбинациях простейших геометрических фигур, окрашенных в разные тона. Отказавшись от фигуративного творчества, художники-супрематисты отказались и от «земных» ориентиров: в их картинах отсутствует представление о «верхе» и «низе», «левом» и «правом»--как в космосе, все направления равноправны. Свои эстетические идеи художники выражали через композиции, в которых построение формы не предполагало необходимости цвета и фигуры: познание цвета и формы происходило через ощущения даже не столько художника, как того, кто смотрит на картину. Ощущая энергетику предметов и образов, художник-супрематист работал с формой и цветом в рамках законов экономии, которая в его работе становилась пятым иррациональным измерением. Квинтэссенцией такой экономии стал «Чёрный квадрат» Казимира Малевича.

«Чёрный квадрат» (1915) Казимир Малевич

Концепцию супрематизма Малевич обнародовал на «Последней футуристической выставке 0,10» в Петербурге (1915). На этой выставке художник представил 39 своих полотен, изображающих фигуры людей в простых геометрических формах. В числе картин был и знаменитый триптих, на котором, собственно, и зиждилась вся система супрематизма: «Чёрный квадрат», «Чёрный крест» и «Чёрный круг». Из этого триптиха только «Чёрный квадрат» приобрёл известность самого знаменитого произведения мирового авангарда. Вполне возможно, внимание к картине привлекло обескураживающее заявление Малевича, что этим произведением он полностью завершил историю развития мировой живописи. Сам художник считал квадрат первофигурой, базисным элементом мира и бытия. Даже памятник художнику по его завещанию был выполнен в форме квадрата—копии его знаменитой картины. «Квадрат,-писал Малевич,-это творчество интуитивного разума. Квадрат живой, царственный младенец». Художник называл «Чёрный квадрат» иконой и на выставке расположил картину высоко в углу так, как вешают иконы.

Выставка «0, 10». Петербург, декабрь 1915.

«Чёрный квадрат» не имеет ни верха, ни низа. Отклонения от чистой геометрии свидетельствуют, что художник писал квадрат «на глазок», не прибегая к циркулю и линейке. Картина стала окончательным результатом многочисленных экспериментов, о чём свидетельствуют цветные композиции, появившиеся со временем в трещинах чёрной поверхности. Сейчас легендарный «Чёрный квадрат» находится в Государственной Третьяковской галерее. Сам Малевич делил своё супремастическое творчество на три периода по числу квадратов—чёрного («чёрный период»), красного («цветной период») и белого(«белый период», когда белые формы написаны в белом). Произведения носили сложные, развёрнутые названия. Так, «Красный квадрат» первоначально назывался «Живописный реализм крестьянки в 2-х измерениях».

В поисках нового художественного языка Малевич опередил своё время. Теоретик и практик искусства, он стал знаковой фигурой для XXв, символом русского авангарда. К. Малевич стоял у истоков нового искусства, наиболее ярко воплотив искания и парадоксы своего времени. Выйдя за пределы России, супрематизм оказал заметное влияние на всю мировую художественную культуру. Как никакое другое направление авангарда, супрематизм распространил свою систему на все виды художественного творчества: роспись текстиля и фарфора, книжную графику, дизайн и даже —оформление праздников.

автор: Людмила Велигорская

 

Смотрите другие:
Гойя и Дали: графические циклы «Капричос»

Гойя и Дали: графические циклы «Капричос»

«Капричос» - это серия сатирических эстампов, созданная одним выдающимся испанским художником - Франсиско Гойей, и интерпретированная другим выдающимся испанским

Гала Дали. Четыре облика одной женщины: муза, мать, любовница и дочь

Гала Дали. Четыре облика одной женщины: муза, мать, любовница и дочь

Ни для кого не секрет, что без Галы не было бы Сальвадора Дали. Они были более, чем муж и жена, более, чем художник и модель. Они – это два полушария одного мозга,

КОММЕНТАРИИ
  ИМЯ:    
    
E-mail:    
необязательно    
  ВАШИ КОММЕНТАРИИ:*    
Осталось символов: 

* На портале приветствуется самостоятельное мышление и не приветствуется оскорбление других пользователей. Просим максимально воздерживаться от ненормативной лексики.

Добавить Cancel

 

Дом Художников

 

НОВОЕ

История искусства рождается сегодня   О ПРОЕКТЕ

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Центр Української культури та мистецтва

АВТОРСКИЕ ПРАВА

Копирование материалов портала 2queens.ru разрешается при наличии гиперссылки, открытой для индексации поисковыми системами, и уведомления о копировании материалов редакции портала 2queens.ru через почтовый ящик info@2queens.ru.