“Он писал не для глаз, всё обнимающих во мгновение и на мгновение, но для души, которая чем больше ищет, тем более находит”. [Василий Жуковский]
В 1500 году Рафаэль приезжает в Перуджу и поступает в мастерскую Перуджио, известного умбрийского художника. Этот период принято называть «перуджиновским», отмечая зависимость молодого художника от более сильной личности – Перуджино.

Рафаэль Санти: “Перуджиновский” период
на фото: Перуджино, автопортрет
Но вряд ли совместную работу Рафаэля и Перуджино можно назвать союзом мастера и подмастерья. Семнадцатилетний Рафаэль был вполне сложившимся художником, что подтверждает контракт 1500 года, где Рафаэль впервые подписался как «магистр Рафаэль Иоганнис Сантис из Урбино». Речь идёт о первой достоверно документированной работе Рафаэля – алтарном образе «коронование блаженного Николая Толентинского, победителя Сатаны», заказанным Андреа Барончи для капеллы в церкви сан-Агостино маленького городка Читта-ди-Кастелло недалеко от Перуджи. По контракту Рафаэлю помогал его старший коллега Эванджелиста Пьян ди Мелето.
К сожалению, после землетрясения 1789 года сохранились только четыре фрагмента этой картины: «Дева Мария» и «Всевышний» в Неаполе и два «Ангела» в Лувре и Бреше. Особенно интересны изображения ангелов, которые свидетельствуют о возросшем умении Рафаэля передавать психологическое состояние, используя мягкость света и тени. Это было новое слово в живописи Умбрии.

Рафаэль Санти: “Перуджиновский” период
на фото: “Нежный ангел”, Рафаэль
Характерная особенность этого периода творчества Рафаэля состоит в том, что все его произведения отмечены тонкой поэзией и лиризмом пейзажных фонов. В первую очередь это относится к шедевру 19-летнего художника – «Мадонне Конестабиле».

Рафаэль Санти: “Перуджиновский” период
на фото: “Мадонна Конестабиле”, Рафаэль
Тема Мадонны прошла красной нитью через всё творчество Рафаэля и нашла у него непревзойдённое идеальное воплощение. Картина свидетельствует о сильном влиянии Перуджино, которое невозможно отрицать: ведь даже сюжет картины навеян его рисунком, хранящимся в Берлинском гравюрном кабинете. Но справедливости ради нужно отметить, что в «Мадонне Конестабиле» уже отчётливо просматриваются черты живописного стиля Рафаэля: изящество и плавность линий, ритмичность и гармоничность образов. Рафаэль выбрал для картины форму тондо, которая объединила Мадонну и Младенца в компактную группу и придавала всей сцене особо гармонический характер. Художники Возрождения часто обращались к форме тондо, потому что она воплощала цельность и завершённость мира, который они изображали. Но только Рафаэль смог использовать тондо с большим мастерством и свободой.
Первоначально картина была написана на дереве и составляла единое целое с рамой, предположительно выполненной по рисунку Рафаэля. При переводе картины на холст оказалось, что первоначально в руке у Мадонны было гранатовое яблоко (как и в рисунке Перуджино), которое Рафаэль позже заменил молитвенником.
«Мадонна Конестабиле» была написана по заказу герцога Альфано ди Диаманте в Перудже. Рафаэля с этим городом связывали особо прочные узы: здесь он мог пользоваться мастерской Перуджино, а поблизости, в Урбино, возможно ещё не закрылась мастерская отца. В XVIII веке картину по наследству получил граф Конестабиле делла Стаффа. В 1871 году «Мадонна Конестабиле» из собрания семьи Конестабиле была приобретена для Зимнего дворца и в 1881 году поступила в Эрмитаж.

Рафаэль Санти: “Перуджиновский” период
на фото: “Мадонна Пасадена”, Рафаэль
После «Мадонны Конестабиле» Рафаэль создал целую серию вариаций на тему Мадонны с Младенцем: «Мадонна с Младенцем и святыми» (около 1502 года), «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем» (около 1503 года), «Мадонна Пассадена» (1503 год). Все они свидетельствуют о близости к стилю Перуджино, у которого Рафаэль заимствовал не только изящество и плавность линий, но и вполне конкретные детали, например, элегантно согнутые мизинцы на руках и особенности изображения пейзажа – лёгкие, эфемерные деревья.

Рафаэль Санти: “Перуджиновский” период
на фото: “Мадонна с младенцем и святыми”, Рафаэль
Ранние работы Рафаэля отмечены влиянием Перуджино не только на особенности стиля и выбор сюжетов молодого художника, но и декоративной, несколько слащавой красотой и элегическим настроением картин Перуджино. Так, в раннем «Распятии» Рафаэля многое напоминает картину Перуджино с тем же сюжетом, написанную для церкви Св. Августина в Сиене. Вазари свидетельствует, что если бы не подпись Рафаэля, его «Распятие» вполне можно было бы приписать кисти Перуджино.

Рафаэль Санти: “Перуджиновский” период
на фото: “Распятие”, Перуджино

Рафаэль Санти: “Перуджиновский” период
на фото: “Распятие”, Рафаэль
Характер изображения можно назвать скорее лирическим, чем драматическим. Все лица на картине источают умиротворение и полны покоя. Прекрасные ангелы порхают вокруг распятия и собирают в чаши Кровь Спасителя. В этой картине молодой Рафаэль использовал интересный приём для того, чтобы подчеркнуть человеческую природу Спасителя: фигуры Старца, Марии Магдалины и Христа близки размерами, цветовым решением, и образуют единую композиционную группу. Картина настолько была в духе времени и отвечала требованиям заказчиков, что сразу же привлекла к молодому художнику внимание богатых покровителей.
автор: Людмила Велигорская,
фото с сайтов: artinthepicture.com, deco-strefa.com.pl, backtoclassics.com, witcombe.sbc.edu, top-antropos.com
О “Флорентийском периоде” в творчестве Рафаэля Санти читайте на портале 2queens.ru – в следующих материалах Людмилы Велигорской!