Рафаэль Санти. Последние годы творчества Print

Творчество Рафаэля - явление европейской культуры, которое имеет особое значение – высшего ориентира в духовной жизни человечества и образца эстетического совершенства. О последних годах творчества Рафаэля, картине Рафаэля «Преображение», которая стала последней в творчестве великого художника, картинах «Мадонна с рыбой», «Святое семейство под дубом» читайте в нашей статье.

Страстных поклонников своего таланта Рафаэль нашёл в Испании: испанцы никогда не упускали возможность купить или даже выменять произведения великого мастера и художников его школы. Благодаря меценатской деятельности испанских королей, собиравших произведения искусства на протяжении нескольких столетий, в настоящее время подборка из 7 полотен Рафаэля в Прадо – одна из лучших в мире. Испытавший благотворное влияние итальянского Ренессанса Карл V (1500 – 1568 гг.), стал первым испанским монархом, решившим сохранять художественные ценности во владении испанской короны и выставлять произведения светского искусства в своём загородном дворце Эль Прадо. Это удовольствие предназначалось только для знати, широкой публике предлагалась религиозная живопись в Эскориале, монастырско-дворцовом комплексе, построенным королём Филиппом II, сыном Карла V. Филипп II был известным коллекционером живописи, и за свою жизнь он собрал прекрасную коллекцию из более 1600 работ испанских и европейских художников. Большую роль в укрупнении коллекции сыграл король Филипп IV (1606-1665 гг.): он предписывал скупать ценные предметы искусства.  Вице-король Неаполя герцог Медина де лас Торрес, человек политического склада, решил использовать ситуацию в своих интересах, и приложил максим усилий, чтобы приобрести полотно Рафаэля «Мадонна с рыбой» в подарок Филиппу IV.

«Мадонна с рыбой», Рафаэль Санти

Картина была заказана неаполитанским аристократом Джеронимо дель Досе для своей капеллы Св.Розалии в церкви Сан-Доменико-Маджоре (Неаполь). Сюжет картины основан на истории приключения молодого Товия и его  спутника и хранителя – Архангела Рафаила, рассказанной в книге Товита (апокрифический Ветхий Завет). Согласно ветхозаветной легенде, Товия с помощью подаренной Архангелом Рафаилом рыбы вылечил слепоту своего отца Товита. Так иносказательно трактовались христианским богословием поимка Товией рыбы (рыба – христианский символ) и излечение слепоты Товита, отца Товии, символизировало его духовное прозрение и приобщение к вере.

Художественный язык религии – это образы святых. В центре картины над всеми возвышается на троне Дева Мария с Младенцем Христом на коленях. Архангел Рафаил, которого Рафаэль считал свои ангелом-хранителем, представляет Деве Марии и Христу молодого Товия, который держит рыбу. Справа от Богоматери – Св. Иероним со львом, его главным признаком. Св. Иероним – церковный писатель, секретарь папы Дамасия I – читает Вульгату, созданный им канонический латинский текст Библии, переводу которого с греческого (Новый Завет) и древнееврейского (Ветхий Завет) он посвятил 20 лет работы. Архангел Рафаил, которому традиционно приписывались способности целителя, считался духом-хранителем молодых и защитником путников. Поэтому в ренессансной Италии бытовала традиция, когда перед отъездом сына семья заказывала картину на сюжет с Товией и ангелом, и Товия изображался похожим на отправляющегося в путь сына семейтсва.

Композиция «Мадонна с рыбой» построена по принципу пересечения диагоналей, со сложной динамикой геометрических форм и напоминает композиционное решение фрески Рафаэля «Изгнание Элиодора» в Станце д‘Элиодоро . «Мадонна с рыбой» не отличается красочность колорита и широким спектром световых эффектов. Приглушённая цветовая гамма полотна построена на контрасте тёплых жёлтых и холодных зелёных тонов, где единственное яркое пятно – кардинальская одежда Иеронима. В этой работе художника колорит не был целью, он стал средством передачи настроения композиции – чувства тревоги.

У этого шедевра Рафаэля любопытная история. В Неаполе картина была украдена и вывезена в Мадрид. Во время французских войн Франция вышла на европейский политический подиум и по праву  сильного  «подарила» себе шедевр Рафаэля: «Мадонна с рыбой» переехала в Париж. Позже картину вернули в музей Прадо, который она украшает и сейчас.

«Святое семейство под дубом», Рафаэль Санти

Станковые картины Рафаэля религиозного содержания последнего периода его жизни принадлежат к самым совершенным его произведениям. Религиозную композицию, включающую в себя Богоматерь с Младенцем и фигуру Иосифа, принято называть «Святым семейством». Музей Прадо гордится «Святым семейством под дубом» Рафаэля. На картине художник изобразил классический вариант святого семейства с  Ионанном Крестителем, и в ней уже ощущается оттенок академизма.

Последняя картина Рафаэля «Преображение», своеобразное завещание художника, стала главным образцом, на который художники-классицисты равнялись на протяжении многих веков. Из-за своей уникальности и размеров картина никогда не покидала Ватикан, и в других музеях выставлялась только её копия.

«Преображение», Рафаэль Санти

Эта огромная алтарная картина была заказана кардиналом Джулио Медичи епископом Набронским. В основу сюжета положена известная библейская притча о том, что Христос решил показать своим ученикам свой истинный облик. В Писании говорится, что Иисус повёл апостолов Петра, Иакова и Ииакима на гору Фавор, где преобразился перед ними, представ в светлом образе в окружении божественного ореола. Раздавшийся в это время голос Бога подтвердил апостолам, что Иисус его истинный и единственный сын. Спустившийся с горы Иисус и апостолы встретили толпу людей, сопровождающую отца и его одержимого дьяволом сына, которые пришли просить Иисуса об исцелении ребёнка. Традиционно художники изображали Христа, стоящим на горе, а аполостолы полулежали у его ног, прикрывая глаза от яркого света. На картине Рафаэля Спаситель изображён парящим в воздухе, как при Вознесении. Иисуса окутывает сияние («облако светлое») и озаряет остальных персонажей. Для колорита этой картины художник использовал так называемую венецианскую палитру, то есть подбирал цвета с точки зрения их цветоносности. Верхнюю часть картины, представляющую преображение Господне как видение и отличающуюся утончённой зрелой живописью, написал Рафаэль. Учёные изучили «Преображение» при помощи современно рентген-аппаратуры и установили, что с начала Рафаэль изобразил пророков и Св. Иоанна обнажёнными, но позже «одел».

Нарастание драматических деталей картины свидетельствует о том, что в передаче экспрессии и эмоций художник приблизился к той черте, что отделяет ясный ренессансный стиль от маньеризма. В композиции картины с косыми пересечениями линий уже просвечивается будущее барокко. Эта картина осталась неоконченной  - дописывал её после смерти Рафаэля Джулио Романо. В 1797 году Наполеон перевёз «Преображение» во Францию, и в Ватикан вернулась только после свержения императора в 1815 году. Картина была сильно повреждена, но первая реставрация только ухудшила её состояние. Проведённая в 70-х годах XX века реставрация спасла бесценный шедевр и приблиза его к первоначальному виду.

Рафаэль умер в Риме в Страстную пятницу 6 апреля 1520 года, в день своего рождения, после внезапной трёхдневной болезни. О смерти Рафаэля существует много легенд, иногда бросающих тень на его репутацию. Безусловного доверия заслуживает официальная версия, согласно которой великий художник умер от лихорадки, подхваченной в римских катакомбах во время раскопок. К тому же в последние годы Рафаэль много работал и как-то признался: «Я надеюсь не упасть под такой тяжестью». В отпевании великого художника приняли участие папа римский и высшее духовенство. Рафаэль похоронен в Римском Пантеоне, построенном во времена императорского Рима. Надпись на могиле художника гласит: «Здесь покоится Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побеждённой. А после его смерти она боялась умереть».

Могила Рафаэля в Пантеоне

Творчество Рафаэля стало явлением европейской культуры, которое обрело особое значение – высшего ориентира в духовной жизни человечества и образца эстетического совершенства.

автор: Людмила Велигорская

 

Смотрите другие:
Гала Дали. Четыре облика одной женщины: муза, мать, любовница и дочь

Гала Дали. Четыре облика одной женщины: муза, мать, любовница и дочь

Ни для кого не секрет, что без Галы не было бы Сальвадора Дали. Они были более, чем муж и жена, более, чем художник и модель. Они – это два полушария одного мозга,

Мартирос Сарьян: все краски Армении слились на его полотнах

Мартирос Сарьян: все краски Армении слились на его полотнах

Мартирос Сарьян – основоположник современной армянской школы живописи, художник, поднявший армянское искусство на мировой уровень. Мировое значение его наследия

КОММЕНТАРИИ
  ИМЯ:    
    
E-mail:    
необязательно    
  ВАШИ КОММЕНТАРИИ:*    
Осталось символов: 

* На портале приветствуется самостоятельное мышление и не приветствуется оскорбление других пользователей. Просим максимально воздерживаться от ненормативной лексики.

Добавить Cancel

 

Дом Художников

 

НОВОЕ

История искусства рождается сегодня   О ПРОЕКТЕ

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Центр Української культури та мистецтва

АВТОРСКИЕ ПРАВА

Копирование материалов портала 2queens.ru разрешается при наличии гиперссылки, открытой для индексации поисковыми системами, и уведомления о копировании материалов редакции портала 2queens.ru через почтовый ящик info@2queens.ru.