Аньес Варда — родоначальница французской Новой волны Print

Единственная женщина-режиссёр французской Новой волны, Аньес Варда была названа одновременно матерью и бабушкой этого движения. Её талантом восхищались такие признанные гении Новой волны, как Жан-Люк Годар и Франсуа Трюффо. Кинематографический стиль Варда отличают документальный реализм, интерес к теме проблем общества и теме феминизма, а также ярко выраженный экспериментальный подход.

Французская новая волна (фр. Nouvelle Vague) — направление в кинематографе Франции конца 1950-х и 1960-х годов. Одним из его главных отличий от преобладавших тогда коммерческих фильмов был отказ от устоявшегося и уже исчерпавшего себя стиля съёмки и от предсказуемости повествования.

Аньес Варда не только снимала фильмы Новой волны, но и вдохновила многие из них. Она сама профинансировала свой дебютный фильм — гибрид художественного и документального кино «Пуэнт-Курт» 1955 года. Эту картину нередко называют неофициальным началом Новой волны. На момент, когда Варда его снимала, у неё не было никаких профессиональных режиссёрских навыков. До этого она занималась рисованием, скульптурой и фотожурналистикой. Несмотря на то, что фильм не был представлен широкой публике, после него режиссёр получила заказ на несколько документальных фильмов.

Второй её фильм, выпущенный в 1962 году, уже полностью отвечал всем правилам Новой волны — «Клео от 5 до 7». Смелое исследование человеческого характера, избегающее психологизма, заявило об официальном прибытии Аньес Варда на кинематографическую сцену.

аньес варда

В последующее десятилетие Аньес Варда стала одной из главных сил в кинематографе артхауса. Многие из её фильмов звучали как политические и феминистические заявления. С помощью этой радикальной объективности режиссёр создавала свои незабываемые образы. Сама Варда описывает свой стиль как «cinécriture» (писание на плёнке). Это означает, что каждый из аспектов фильма, который она снимает, выбирается с целью предполагаемого эффекта, сообщения или смысла. Этого подхода Аньес Варда придерживалась последовательно в своей разнообразной 60-летней карьере. В её сюжетах чередовались вымысел и документалистика, преследуя уникальное кинематографическое видение.

5 ФИЛЬМОВ АНЬЕС ВАРДА

ПУЭНТ-КУРТ/ LA POINTE-COURTE (1955)

Кинокарьера Аньес Варда началась с этой изящной картины. На фоне небольшого городка на скалистом берегу Средиземного моря начинается пронзительное исследование брака. Стилизованное изображение сложных взаимоотношений между супружеской парой (Филипп Нуаре и Сильвия Монфор) и псевдодокументальный взгляд на ежедневную борьбу местных жителей — оба эти элемента создают дискурсивный и великолепно снятый дебют Варда. Фильм был настолько радикальным и спорным, что впоследствии считался одним из родоначальников грядущей французской Новой волны.

аньес варда кадр из фильма пуэнт курт

КЛЕО ОТ 5 ДО 7 / CLEO FROM 5 TO 7 (CLÉO DE 5 À 7) (1962)

Объектив камеры Аньес Варда красноречиво захватывает Париж 60-х. История певицы (Корин Маршан), происходящая в реальном времени, показывает, как она в течение 90 минут ожидает результатов анализов, связанных с её возможным раковым заболеванием. В фильме показана поминутная хроника жизни одной женщины. Помимо этого здесь вы увидите Мишеля Леграна в образе пианиста и камео Жана-Люка Годара и Анны Кариной.

СЧАСТЬЕ / LE BONHEUR (1965)

Несмотря на то, что молодой Франсуа (Жан-Клод Друо) женат на прекрасной Терезе (Клер Друо) и у них двое замечательных детей, он с головой погружается в роман с привлекательной работницей почты. Один из самых провокационных фильмов Аньес Варда. С обманчивой радостью палитры и энергичным напряжением Моцарта «Счастье» исследует идеи верности и чувства в современном эгоцентричном мире.

фильм счастье аньес варда кадр

ОДНА ПОЕТ, ДРУГАЯ НЕТ / L'UNE CHANTE, L'AUTRE PAS (1977)

В начале 1960-х годов в Париже две женщины становятся друзьями. Полин (Валери Майресс) — честолюбивая молодая певица, происходящая из среднего класса. Сюзанн (Терез Лиотар) — родилась и выросла в деревне, у неё двое незаконнорожденных детей и третий на подходе, содержать которого она не в состоянии. Полин даёт Сюзанн деньги на незаконный аборт, после чего девушки расстаются. Сквозь эти судьбы Аньес Варда показывает как порой изменчиво бывает время, и как в его призме сменяются расставленные жизнью роли.

БЕЗ КРЫШИ, ВНЕ ЗАКОНА / SANA TOIT NI LOI (1985)

Сандрин Боннер получила премию «Сезар» как лучшая актриса за свою роль дерзкой молодой бродяги Моны. Фильм открывает сцена, в которой главную героиню находят насмерть замерзшей в канаве. Затем Аньес Варда собирает по кусочкам воедино историю Моны при помощи воспоминаний людей (сыгранных, в основном, непрофессиональными актёрами), которые сталкивались с ней. Все эти историю вырисовывают раздробленный портрет загадочной женщины. Благодаря редкой, поэтической образности «Без крыши, вне закона» создаёт незабываемое впечатление, а самой Варда он принёс главный приз Венецианского кинофестиваля.

Ведущая женщина-режиссёр, чьё имя неразрывно связано с французской Новой волной, Аньес Варда создала серию фильмов, сфера действия и значение которых не уступают ни одному ведущему представителю этого движения.

автор: Елена Яковлева

 

Станислав Говорухин: о том, как создавался легендарный фильм «Место встречи изменить нельзя»

Станислав Говорухин: о том, как создавался легендарный фильм «Место встречи изменить нельзя»

1 Комментарий

За съемками культового фильма непременно стоит немало историй. Предлагаем вам интересные факты, связанные с фильмом «Место встречи изменить нельзя», в котором сыграл

«Ёжик в тумане» и его папа Юрий Норштейн

«Ёжик в тумане» и его папа Юрий Норштейн

На его фильмах выросло не одно поколение детей. Юрия Борисовича Норштейна можно смело назвать лучшим советским мультипликатором. Сегодня мы уже не можем представить

КОММЕНТАРИИ
  ИМЯ:    
    
E-mail:    
необязательно    
  ВАШИ КОММЕНТАРИИ:*    
Осталось символов: 

* На портале приветствуется самостоятельное мышление и не приветствуется оскорбление других пользователей. Просим максимально воздерживаться от ненормативной лексики.

Добавить Cancel
Кинотеатр

 

НОВОЕ

История искусства рождается сегодня   О ПРОЕКТЕ

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Центр Української культури та мистецтва

АВТОРСКИЕ ПРАВА

Копирование материалов портала 2queens.ru разрешается при наличии гиперссылки, открытой для индексации поисковыми системами, и уведомления о копировании материалов редакции портала 2queens.ru через почтовый ящик info@2queens.ru.