Многие наизусть знают советскую классику «Джентльмены удачи» и, конечно же, помнят всех её главных героев. И хотя имя Раднэра Муратова сегодня вспомнят не сразу, его герой Василий Алибабаевич остается одним из самых ярких и необычных персонажей кинематографа прошлой эпохи. Актёр, которому всегда доставались эпизоды, останется в памяти зрителей благодаря одной веселой и в то же время грустной роли.
Радик Муратов, именно так и никак иначе всегда называл себе Заслуженный артист СССР Раднэр Зинятович Муратов. Другого обращения он никогда не признавал. Будущий актёр родился 21 октября 1928 года в Ленинграде, но вскоре его отец был отправлен в Татарскую АССР, где занял место первого секретаря обкома партии. Там и прошло детство Радика.
В детстве он планировал стать лётчиком и даже поступил в Казанскую специальную школу ВВС, которую закончил в последний год войны. Но в 1947 году жизнь Раднэра Муратова направили в совершенно иное русло. Позже актёр вспоминал, что решение стать актёром было принято совершенно случайно, даже скорее спонтанно. На улице его заметили киношники и посоветовали поступать во ВГИК. Так Радик и поступил: принес документы, пошел на конкурс, всем понравился и поступил. Впрочем, сам актёр всегда считал, что приняли его, по большей мере, из-за национальности, чтоб разнообразить кинематограф многонациональной страны.
«Меня, знаете, почему взяли? Потому что все беленькие, а Радик Муратов - он черный».

Муратову повезло не только с поступлением, но и с педагогами. Он попал на курс к знаменитым режиссерам Михаилу Ромму и Сергею Юткевичу. Но окончив с отличием ВГИК, в 1951 году Раднэр Муратов оказался в достаточно неприятной ситуации. По распределению его приняли в Государственный театр киноактера, штат которого и так уже трещал по швам, а спектаклей они почти не ставили. Несколько лет он выходил на сцену только в массовке, а в конце 50-х театр и вовсе закрыли.
Кинокарьера также стояла на месте. Актёр дебютировал в 1952 году в эпизодической роли в биографическом фильме «Композитор Глинка», оставшись незамеченным ни зрителями, ни режиссерами. За этой работой последовали еще две небольшие роли в картинах «Застава в горах» и «Богатырь идет в Марто», но и они не принесли Раднэру Муратову признания.
Впервые зрители обратили внимание на Муратова в образе скромного солдата Таскирова из знаменитой комедии Анатолия Граника «Максим Перепелица». «Никакой ты не командир», - эта фраза его героя мгновенно разошлась на цитаты и впоследствии стала крылатой, но на популярности актёра и его ситуации с работой это по-прежнему не отразилось.

Раднэр Муратов в фильме «Максим Перепелица»
Ирония судьбы заключалось в том, что национальность Раднэра Муратова, которая помогла ему попасть во ВГИК стала причиной отсутствия работы в дальнейшей жизни. Дело было не в актерском таланте Муратова, а в том, что режиссеры просто вводили в свои истории подходящих для него героев.
Следующее десятилетие также не принесло актёру особых успехов. Ролей в театре не было, а в кино по-прежнему попадались только эпизоды. Но в те годы у Муратова хотя бы была возможность как-то зарабатывать на жизнь. В этот период у Радика была еще одна примечательная роль - отлынивающий от работы татарин Загиров в драме Михаила Швейцера «Время, вперед!».

Раднэр Муратов в фильме «Время, вперед!»
Первой пассией Раднэра Муратова была актриса Изольда Извицкая, с которой он прожил три года в гражданском браке. Вскоре её карьера пошла в гору, и Извицкая рассталась с Муратовым. Вскоре в Театре киноактера он познакомился с Еленой, с которой через короткое время зарегистрировали брак, но и он был недолгим. Несмотря на рождение сына Леонида пара развелась. Это был первый и последний брак в жизни Раднэра Муратова.
Отсутствие личной жизни во многом было связано с пагубным пристрастием Муратова к скачкам. Впервые он попал на ипподром в начале 60-х, и сразу же увлекся состязаниями. Стал постоянно делать ставки, и, хоть у актёра было неплохое чутье, он никогда не мог остановиться. Выигрывая огромные суммы, Муратов в тот же день спускался на следующих забегах. Полностью осознавая зависимость от азартной игры, актёр ничего не мог с ней поделать.

1971 год стал самым важным и успешным в карьере актёра. Звёздная роль Василия Алибабаевича в комедии Александра Серого «Джентльмены удачи» сделала актёра знаменитым на весь Союз. Но воплотить этот образ изначально должен был другой актёр. На роль мелкого и совестливого жулика Васи, который попал в тюрьму за то, что разбавлял бензин ослиной мочой, изначально был утвержден Фрунзик Мкртчян. Неожиданно для всех за несколько недель до съемок актёр отказался, объяснив это сильной занятостью в театре.

Раднэр Муратов в фильме «Джентльмены удачи»
Раднэру Муратову в «Джентельменах удачи» предложили очередную эпизодическую роль начальника тюрьмы. И тут Радик удивил всех. Он отказался от предложения режиссера, что в те годы было совершенно не принято среди актёров среди Театра киноактера, тем более малоизвестных, которые и так еле сводили концы с концами. Когда Александр Серый поинтересовался причинами отказа, то Раднэр Муратов сказал, что согласился бы только на роль Василия Алибабаевича. Его кандидатура вызвала сомнения, но режиссер всё-таки предоставил шанс Муратову попробовать себя в этой роли. И после успешных проб, его кандидатура была утверждена.
«Никогда не забуду, как нас опускали в цементный раствор. Я понял: актеры такой народ — если роль хорошая, куда хочешь залезут. Вот наступил этот день, когда нас стали туда опускать. Но оказывается, какой-то не такой цемент, а другой. В общем, цемент нас не принял, он нас выкинул... Подкатила цистерна с обыкновенной хлебной закваской. И еще она была подкрашена зеленой луковой эссенцией, но все равно состав был такой терпкий, липкий... Помните: «Какой цемент хороший! Не отмывается совсем!» Съемки были под Самаркандом, и там была фабрика, а при ней душевая, и вот только минут через сорок-сорок пять еле мы этот состав кое-как от себя отскребли, поры наши вновь задышали, стали мы опять превращаться в человека, оглянулись, а Вицина нету. Как догадались поднять крышку цистерны?! А он там продолжает булькать. Оказывается, за это время он узнал, что этот состав на 23 лекарственных травах и что это на 15 лет продлевает молодость. Но я-то в этом составе был, жалею, что мало».

Раднэр Муратов в фильме «Джентльмены удачи»
После премьеры фильма Раднэр Муратов буквально проснулся знаменитым. Но, несмотря на популярность у зрителей, работы у актёра так и не прибавилось. Одна за другой следовали эпизодические роли, но самого Муратова это не сильно расстраивало. За славой он никогда не гнался, а огромное количество эпизодов приносило ему достаточно денег для жизни.
Среди этих многочисленных эпизодов была и классика советского кино. В фильме «12 стульев» Леонида Гайдая он сыграл шахматиста, в «Не может быть!» - милиционера, у Вилена Азарова в картине «Неисправимый лгун» - поливальщика, в комедии Георгия Данелии «Афоня» - Мурата Рахимова.

Раднэр Муратов в фильме «12 стульев»
В 1986 году Раднэру Муратову было присвоено звание Заслуженного артиста РСФСР. И это было последним достижением в его карьере. Через два года Театр киноактера перестал существовать, а новые роли в кино актёру не предлагали. Денег у актёра по-прежнему не было, потому что всё заработанное он сразу же нес на ипподром. Говорили, что Муратов проиграл столько денег, что за них можно было купить не один автомобиль.

Раднэр Муратов в фильме «Афоня»
После инсульта, который перенес Раднэр Муратов в 2000 году, у него постепенно начала проявляться болезнь Альцгеймера. Сначала он начал забывать события прошлого, даты, фамилии и имена, а позже и вовсе не мог вспомнить даже самых простых слов: парк для него был - «там, где все ходят и отдыхают», спектакль - «когда люди покупают билеты и смотрят», столовая - «где кушают». Муратов очень стыдился своего недуга, поэтому в последние годы просто перестал давать интервью журналистам
Шесть месяцев актёр провел в больнице, после чего опять вернулся в свою однокомнатную квартиру на Нагатинской набережной, где у него не было почти ничего. Соседка Муратова вспоминала:
«В 70-е мы вместе получали квартиру в Миннефтепроме. Я там в столовой работала, а он за ордером пришел вместе с Вициным и Леоновым. В министерстве рты раскрыли: «Ой, джентльмены удачи идут»... Вообще наш Алибабаич - скромный, интеллигентный. Я сколько раз предлагала: «Давайте у вас уберу, мне нетрудно». А он: «Нет». А жил-то скромно. В квартире ни мебели, ни холодильника, ни телевизора. Газеты на полу. И спал на двери, снятой с петель. Я подушку с одеялом принесла...»

Жизнь Раднэра Муратова превратилась в выживание. Но он не хотел принимать помощи ни от сына, ни от соседей. У него начались серьезные проблемы со зрением, но к врачам Муратов обращаться не хотел, что привело к тому, что правый глаз актёра перестал видеть. Последний год жизнь актёра был невероятно трудным из-за болезни Альцгеймера. Соседи говорили, что он даже не всегда мог найти дорогу домой:
«Летом совсем плохо стало с его здоровьем. Терял ключи. Мог надеть разные ботинки. Друг его, артист, приезжал, замок вставлял. Столкнулись раз с Алибабаичем на площадке, я ему комплимент: «Вы - великий артист». Он прямо расцвел. А так иногда обида у него проскальзывала: подзабыли его. Вот, мол, по телевизору фильмы его показывают, а его и не представляют».

В октябре 2004 года Муратов вновь заблудился в городе. Его нашла милиция на лавочке в парке, но в этом худом и плохо одетом человеке, они не узнали известного актёра. Поэтому направили в психиатрическую больницу. Его друг и коллега Владимир Протасенко похлопотал о том, чтоб Муратова перевели в 68-ю больницу, но вывести его из комы врачам так и не удалось. Раднэр Муратов скончался 10 декабря 2004 года от повторного инсульта и был похоронен на Николо-Архангельском кладбище в Москве.
автор: Елена Яковлева