Кшиштоф Кесьлёвский: 5 фильмов, с которых стоит начать знакомство с режиссером Print

Кшиштоф Кесьлёвский — один из величайших режиссеров европейского кинематографа. Как правило, люди этой профессии считают себя художниками, но Кесьлёвский всегда считал себя лишь ремесленником и подчеркивал, что удовлетворен своими работами только на 35%. Благодаря своей работе, как в документальном, так и в художественном кино, Кшиштоф Кесьлёвский создал такие фильмы как «Двойная жизнь Вероники», «Декалог» и трилогию «Три цвета». Сегодня Кшиштофу Кесьлёвскому, могло бы исполниться 75 лет.

«Кшиштоф Кесьлёвский всегда был и останется противоречивым режиссером. То, что одних восхищает в фильмах Кесьлёвского, других раздражает и отталкивает; то, что одним кажется свежим, инновационным, мудрым, трогательным и проникновенным, другие принимают за «фальшивую монету», «метафизической тарабарщиной» и «профессиональной мистификацией»,

— так писал о режиссере Станислав Завислинский в книге «Кесьлёвский. Без конца».

Krzysztof Kieślowski

О Кшиштофе Кесьлёвском не нужно говорить или писать, что-то конкретно, достаточно упомянуть его имя и в голове появится вереница ассоциаций: документальная форма и «горячие головы», выход за пределы того, что в кино просто и понятно, огромное любопытство к человеческой природе, философии, метафизике, эстетике образов и многом другом. И всё это делает Кшиштофа Кесьлёвского одним из самых смелых и самых оригинальных художников в истории польского кино.

«Для режиссёра величайший грех - снимать фильм просто потому, что тебе хочется снимать. Следует браться за фильм, чтобы что-то сказать, рассказать какую-то историю, поведать о чьей-то судьбе, - а не ради работы как таковой».

Кшиштоф Кесьлёвский

СЛУЧАЙ / PRZYPADEK (1981)

Krzysztof Kieślowski

Фильм показывает три разные, в зависимости от случая, жизни одного человека, Витека Длугоша. Нам показывают рождение Витека во время народного восстания в Познане, детские годы, первую любовь, учёбу в университете и, наконец, мы видим героя, который опаздывает на поезд Лодзь—Варшава и от того, успеет он на поезд, останется на перроне или встретит старую знакомую, зависит, как сложится его дальнейшая судьба. Витек сможет стать крупным коммунистическим деятелем или, наоборот, активистом «Солидарности», а может вернуться обратно в институт, жениться и завести семью, сделать карьеру. Но один из этих путей для Витека приведет к трагической смерти в авиакатастрофе.

КОРОТКИЙ ФИЛЬМ ОБ УБИЙСТВЕ / KRÓTKI FILM O ZABIJANIU (1988)

Krzysztof Kieślowski

Яцек, главный герой картины, потерянный, отчаявшийся молодой человек, испытываемый судьбой. Он чувствует свою вину за смерть сестры, которая умерла из-за несчастного случая. Яцек понимает, что если бы не этот случай, его жизнь шла бы совершенно другой дорогой, но с тех пор он стал человеком, для которого понятия добра и зла потеряли всякий смысл. И он решается на убийство. Холоднокровное, бессмысленное, безэмоциональное убийство случайного таксиста. Для Яцека это теперь просто жизнь: он идет пить кофе, садится в машину и, зверски убив водителя, спокойно садится есть.

«Короткий фильм об убийстве» стал переломной вехой в творчестве Кесьлёвского. Успех этой драмы означал, что это уже признанный режиссер получил международную известность и возможность снимать за пределами родины.

ДЕКАЛОГ / DEKALOG (1990)

Krzysztof Kieślowski

Это цикл из десяти короткометражных фильмов, каждый из которых озаглавлен как одна из десяти заповедей. Несмотря на это, их сюжеты не имеют прямой отсылки к библейским мотивам, более того, каждый из фильмов не отвечает одной только заповеди. Каждая из этих историй происходит в небольшом, современном на тот момент, польском городе. Их объединяет эпизодическое, иногда совсем незаметное, перемещение героев из серии в серию, а также загадочный человек в исполнении актёра Артура Барчиша, который появляется в каждой из серий. Некоторые из киноведов трактуют его образ как «появление Ангела». Стилистически все фильмы похожи между собой, но сняты в совершенно разных жанрах: от психологической драмы до комедии. В пятой и шестой картине можно узнать фильмы «Короткий фильм о любви» и «Короткий фильм об убийстве», ведь они были созданы из одного материала.

ДВОЙНАЯ ЖИЗНЬ ВЕРОНИКИ / PODWÓJNE ŻYCIE WERONIKI (1991)

Krzysztof Kieślowski

Двадцать лет назад, в один и тот же день, родились две девочки: Вероника в Кракове и Вероника в Париже. Их судьбы представляют собой различные вариации на одинаковые темы: любовь, творчество и болезнь. «Краковская» Вероника отказывается от своего бойфренда и начинает карьеру певицы, которая внезапно прерывается смертью. «Парижская», как бы учась на ошибках, отказаться от пения, и влюбляется.

ТРИ ЦВЕТА: СИНИЙ, БЕЛЫЙ, КРАСНЫЙ / TRZY KOLORY: NIEBIESKI (1993) BIAŁY (1994) CZERWONY (1994)

Названия трех фильмов, которые входят в цикл, содержат отсылки к цветам французского флага, символизирующие свободу, равенство и братство. Каждый фильм рассказывает независимую историю с разными актёрам, но все трое встречаются в финальной сцене последней части трилогии — «Красный».

СИНИЙ

Krzysztof Kieślowski

В авиакатастрофе Жюли теряет своего мужа Патриса, известного композитора, и дочь Анну. После этого она начинает новую жизнь, анонимную и независимую, сознательно отворачиваясь от всего, что составляло ранее её жизнь. Оливье, молодой помощник Патриса, давно влюблен в Жюли. Для того чтоб вырвать её из замкнутого круга, он хочет дописать «Концерт Европы», незавершенное произведение композитора. И эта музыка становиться для Жюли исцеляющий, ведь, как удается узнать, она принимала в ней гораздо большее участие, нежили её покойный муж.

БЕЛЫЙ

Krzysztof Kieślowski

Кароль, польский парикмахер, который женат на молодой французской модели, внезапно сталкивается с проблемой импотенции. И после развода он оказывается выброшенным на улицу. В метро он встречает своего земляка, который оказался в таком же потерянном положении. Новообретенный друг помогает ему вернуться домой в Польшу. Но, находясь еще во Франции, Кароль хочет отомстить бывшей жене и придумывает для этого хитрый план.

КРАСНЫЙ

Krzysztof Kieślowski

Валентина, молодая модель, случайно сбивает на дороге собаку. Она берет её с собой и пытается отыскать хозяина. Им оказывается судья на пенсии, который коротает время, подслушивая телефонные разговоры. Валентина возмущена тем, что он делает, но незаметно втягивается в отношения со стариком, которые превращаются в дружбу.

 

 

Я всю жизнь рассказывал истории о людях, которые не могут найти свое место в мире, не вполне понимают, как следует жить, плохо различают добро и зло, но отчаянно ищут. Ищут ответа на ключевые вопросы. Зачем это все? Зачем вечером мы ложимся спать? Зачем просыпаемся? Как распорядиться отпущенным нам временем, чтобы жить спокойно?

Кшиштоф Кесьлёвский

автор: Елена Яковлева

 

Станислав Говорухин: о том, как создавался легендарный фильм «Место встречи изменить нельзя»

Станислав Говорухин: о том, как создавался легендарный фильм «Место встречи изменить нельзя»

1 Комментарий

За съемками культового фильма непременно стоит немало историй. Предлагаем вам интересные факты, связанные с фильмом «Место встречи изменить нельзя», в котором сыграл

«Ёжик в тумане» и его папа Юрий Норштейн

«Ёжик в тумане» и его папа Юрий Норштейн

На его фильмах выросло не одно поколение детей. Юрия Борисовича Норштейна можно смело назвать лучшим советским мультипликатором. Сегодня мы уже не можем представить

КОММЕНТАРИИ

Саша от 27 июня 2021 г. 7:39

Вероника, Алла, и Ирина может быть его когда то вспомнят

Вероника от 6 июня 2020 г. 0:15

Может быть, комментариев нет потому, что статья написана небрежно: много ошибок, в том числе орфографических. Муж и дочь Жюли погибли не в авиакатастрофе.Автор статьи не в курсе.

Алла от 21 октября 2017 г. 1:56

Почему "никто не хочет поговорить о фильмах Кшиштофа"? Просто любых слов для этого мало. Кесьлёвский - это явление. Звезда по имени Солнце. И нам повезло, что мы видели его фильмы.

Ирина от 5 августа 2017 г. 12:52

Странно и печально, что никто не хочет поговорить о фильмах Кшиштофа Кесьлёвского. Люди охотно комментируют жизнь Собчак или уход Малахова с   1-го канала, какие-то однодневные мелочи. Возможно, изменилась ситуация в мире, стране, что интересно другое, возможно, не менее важное, но не может быть, чтобы не было тех, кто не испытал потрясение, однажды посмотрев фильмы Кесьлёвского. Это сродни тому, как ты однажды впервые услышал Григория Померанца. Вдруг истина открывается. Сопричастие, страх...

  ИМЯ:    
    
E-mail:    
необязательно    
  ВАШИ КОММЕНТАРИИ:*    
Осталось символов: 

* На портале приветствуется самостоятельное мышление и не приветствуется оскорбление других пользователей. Просим максимально воздерживаться от ненормативной лексики.

Добавить Cancel
Кинотеатр

 

НОВОЕ

История искусства рождается сегодня   О ПРОЕКТЕ

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Центр Української культури та мистецтва

АВТОРСКИЕ ПРАВА

Копирование материалов портала 2queens.ru разрешается при наличии гиперссылки, открытой для индексации поисковыми системами, и уведомления о копировании материалов редакции портала 2queens.ru через почтовый ящик info@2queens.ru.