«Оазис Матисса» Print

название выставки:«Оазис Матисса»
время проведения:27.03.2015—16.08.2015
место проведения: Museumplein, 10, Стеделик-музей, Амстердам, Нидерланды
сайт выставки:www.stedelijk.nl

Открытие выставки «Оазис Матисса» превратилось в заметное культурное событие в Амстердаме. В залах Стеделик-музея разместилась экспозиция из более 100 работ Анри Матисса—одного из самых востребованных художников XXв. Экспозицию отличают современный подход и многоплановость, что позволяет проследить связь экспрессионистов с французскими фовистами, придаёт выставке остроту и вызывает художественный интерес.

Феномен творчества Анри Матисса

Для Европы вторая половина XIXв была периодом активных социальных преобразований на фоне быстрого развития промышленности. Эти революционные изменения коснулись всех сфер жизни. В искусстве экспериментальные поиски новых форм и отказ от сложившихся веками художественных принципов объединили все арт-течения, школы и даже творчество отдельных художников в одно авангардистское направление, характерной чертой которого была попытка выразить эмоции и содержание через колорит. К авангардному направлению в изобразительном искусстве относят футуризм, кубизм, абстракционизм, супрематизм, конструктивизм, сюрреализм и фовизм.

Фовизм (от fauve-«дикий»)—авангардистское течение во французском искусстве конца XIX-начала XXв. Критик Луи Воксель дал это ироническое название группе художников, представивших свои работы на парижском Осеннем салоне в 1905г. Позже это случайное высказывание критика закрепилось как название всего течения, которое просуществовало недолго-с 1898 по 1910гг, имело всего 3 выставки, но оставило заметный след в истории искусства. В творческую группу входили художники: А. Матисс, А. Марке, Ж. Руо, де Вламинк, А. Дерен, Ж. Брак, ван Донген и др. Основными лидерами фовистов были Анри Матисс (1869-1954) и Морис де Вламинк (1876-1958). Выставка вызвала бурю критики и возмущения, особенно, картина Матисса «Женщина в шляпе».

 

«Женщина в шляпе» Анри Матисс. 1905г

Посетители выставки не были готовы к восприятию произведений фовистов: эти художники-новаторы отказались от передачи действительности, чтобы показать эмоциональное проявление жизни во всех её красках, они воображали и изображали реальность жизни такой, какой им хотелось. Сложность восприятия работ фовистов состояла в том, что каждый художник-фовист, будучи яркой индивидуальностью, создавал свой яркий, совершенно индивидуальный мир. Это направление не имело чётко сформулированной программы, манифеста или теории. Его нельзя назвать художественным стилем из-за отсутствия единых стилистических признаков. Все фовисты опирались на эстетику постимпрессионистов, прежде всего, Гогена и Ван Гога, живопись которых отличалась яркой, насыщенной и эмоциональной цветовой гаммой. Художников-фовистов объединяло стремление к лаконичной выразительности форм, сведённой иногда к простым очертаниям, максимальному использованию колористических возможностей живописи при отказе от светотеневой моделировки и линейной перспективы и поиск идей в примитивном творчестве, искусстве Средних веков и Востока. В основе их концепции лежало убеждение, что сила художественного выражения создаётся яркостью колорита и контрастностью цветов: «Для живописца решение всех проблем нужно искать в ящике с красками». Выставка «диких» имела непредвиденные последствия для авторитета импрессионистов, которые совсем недавно находились в авангарде искусства. Особый колорит и темперамент работ фовистов сразу перевели творчество «сентиментальных» импрессионистов, в своё время вызывавшее ожесточённую критику и споры, в категорию реалистического, традиционного искусства.

Анри Матисс

Анри Эмиль Бенуа Матисс родился в Ле-Като-Камбрези (север Франции) в семье торговца зерном Эмиля Матисса и Анны Жерар 31 декабря 1869г. Старший сын в семье, Анри должен был унаследовать лавку отца, и уготованное ему будущее не имело никакого отношения к художественному творчеству: после изучения юриспруденции в парижской Школе юридических наук юноша получил должность помощника адвоката в маленьком городке Сен-Кантен. Из монотонности провинциальной жизни Анри помогла вырваться болезнь: он попал с аппендицитом в больницу, и мать, которая сама увлекалась росписью фарфора, принесла сыну коробку красок, чтобы скрасить его вынужденный двухмесячный «отдых».И Матисс впервые попробовал свои силы в живописи, копируя цветные открытки. «Когда я начал писать, я почувствовал себя в раю»,-вспоминал он позже. Новое увлечение заставило Анри пересмотреть приоритеты и принять крайне серьёзное решение с поистине эпическими для него последствиями. В 1891г Матисс оставил юриспруденцию, переехал в Париж и поступил в Академию Жюлиана в мастерскую Адольфа Бугро. Из-за несложившихся с Бугро отношений Матисс через год перешёл в Школу изящных искусств к Гюставу Моро. В студии Моро начинающий художник познакомился со своими будущими единомышленниками по фовизму—Альбером Марке и Жоржем Руо. Но самое важное достижение этого периода состояло в том,  что Матисс усвоил и развил тезис Моро: главное в живописи—это умение выразить в красках своё отношение к миру. Манера письма молодого художника в этот период была близка к импрессионистической, в основном, это безмятежные пейзажи и натюрморты, выполненные в технике пуантилизма. Но цвет, способный подчеркнуть ощущения, уже тогда начал приобретать в работах художника самостоятельное значение.

«Булонский лес» Анри Матисс. 1902г.

Эксперименты Матисса в поисках своего колористического решения привели к созданию нового плоскостно-декоративного стиля с использованием контурных линий и насыщенных ярких тонов для передачи эмоций. Созданную творческую концепцию передачи «эмоций за счёт простых средств» художник представил в своей книге «Заметки живописца» (1908г). После выставки фовистов на Осеннем салоне в 1905г, казалось, весь мир ополчился против авангарда: даже Папа Римский официально осудил Новейшее искусство в 1907г. Справедливости ради нужно отметить, что у фовистов были и поклонники. Американский коллекционер Лео Стайн и его сестра Гертруда приобрели скандально известную картину Матисса «Женщина в шляпе», а Поль Синьяк купил его полотно «Роскошь, покой и наслаждение».

«Роскошь, покой и наслаждение» Анри Матисс. 1904г.

Дружба со Стайнами не только помогла художнику решить свои материальные проблемы, но и принесла ряд удачных знакомств с влиятельными критиками и русским коллекционером С.Щукиным. Художник переехал в новый дом в Исси-де-Мулино и совершил путешествия в Марокко, где увлёкся восточными декоративными узорами, в Мюнхен на выставку исламского искусства, на Таити с его чудесными цветочными композициями. Впечатления от поездок побуждали художника менять стиль, манеру и технику, осваивать новые техники художественного самовыражения. Но Матиссу всегда удавалось сохранять свою самобытность, перерабатывая новые впечатления в соответствии со своим мироощущением.

«Музыка» Анри Матисс. 1910г.

В 1908г русский коллекционер и промышленник С.Морозов заказал Матиссу два больших панно высотой 2,6м «Музыка» и «Танец» для украшения парадной лестницы своего московского особняка на Знаменке. Перед отправкой в Москву панно были выставлены в Париже, где подверглись жестокой критике за упрощение живописи: художник использовал всего три основных цвета, изобразив плоские, практически, обезличенные фигуры людей без прорисовки деталей. Но Щукин, который начал коллекционировать французскую живопись с 1890г, от приобретения панно не отказался.

«Танец» Анри Матисс. 1910г.

В 30-х годах творчество Матисса получило всемирное признание, его выставки проходили в крупнейших городах мира, в 1925г художник получил звание кавалера ордена Почётного легиона. В 30-40-х годах Матисс в своём творчестве вернулся к поискам фовистов и для усиления впечатления движения перенёс в монументальную живопись приёмы графики. В этот период художник начал использовать в своих работах технику декупажа (аппликации), в которой выполнил несколько работ, в том числе, свою знаменитую серию «Джаз» (1944-1947гг) и декупаж «Попугай и русалка».

«Попугай и русалка» Анри Матисс. 1952г.

В 1948-1953гг Матисс принимал участие в сооружении и росписи католического храма в г.Вансе. Выполненные им панно над входом и фрески о Страшном суде, сам художник считал своими лучшими произведениями, синтезом его предшествующих исканий. Анри Матисс скончался от инфаркта в возрасте 84лет 3ноября 1954г. Под словами Пабло Пикассо о роли Матисса в современном искусстве подписались бы многие: «Матисс всегда был единственным и неповторимым».

Но это не конец истории фовизма. В конце 70-х годов в Германии возникло движение «Новые фовисты», источником вдохновения которого стал фовизм, в первую очередь, в творчестве Анри Матисса. «Новые дикие» видят свою задачу в обновлении художественного видения, свободного от любых правил и ограничений, в духе новой фигуративности, порой посредством эстетического шока.

автор: Людмила Велигорская

 

Смотрите другие:
«Жалость и террор»: в Мадриде проходит выставка Пикассо, посвященная культовой «Гернике»

«Жалость и террор»: в Мадриде проходит выставка Пикассо, посвященная культовой «Гернике»

В Центре искусств королевы Софии в Мадриде проходит выставка “Жалость и террор: путь Пикассо к «Гернике»”, приуроченная к 80-летию создания художником культовой

Выставка Дэвида Хокни в лондонской Tate Britain стала самой успешной за всю историю галереи

Выставка Дэвида Хокни в лондонской Tate Britain стала самой успешной за всю историю галереи

Одному из самых известных современных британских художников Дэвиду Хокни в 2017 году исполняется 80 лет. Этому событию посвящена масштабная ретроспектива David Hockney,

Загрузка...
КОММЕНТАРИИ
  ИМЯ:    
    
E-mail:    
необязательно    
  ВАШИ КОММЕНТАРИИ:*    
Осталось символов: 

* На портале приветствуется самостоятельное мышление и не приветствуется оскорбление других пользователей. Просим максимально воздерживаться от ненормативной лексики.

Добавить Cancel

 

Выставки

 

НОВОЕ

История искусства рождается сегодня   О ПРОЕКТЕ

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Центр Української культури та мистецтва

АВТОРСКИЕ ПРАВА

Копирование материалов портала 2queens.ru разрешается при наличии гиперссылки, открытой для индексации поисковыми системами, и уведомления о копировании материалов редакции портала 2queens.ru через почтовый ящик info@2queens.ru.