Выставка в Кёльне «По Сене с импрессионистами. Путешествие по коллекции» Print

название выставки:«По Сене с импрессионистами. Путешествие по коллекции»
время проведения:19.05.2015—27.09.2015
место проведения: Музей Вальрафа-Рихарца, Obenmarspforten,40, Кёльн, Германия
сайт выставки: www.wallraf.museum

Музей Вальрафа-Рихарца в Кёльне избалован прекрасными выставками классического и современного искусства Запада, привезёнными из разных стран мира. Музей обладает самой большой в Германии коллекцией работ французских художников второй половины XIX-начала XXв. Основа коллекции французской живописи была заложена в первые годы XXв и основательно расширена в 1960-е. В 2001г швейцарский коллекционер Жерар Корбо передал в музей на длительное пользование своё собрание (более 170 работ) импрессионистов, и теперь музей официально называется «Музей Вальрафа-Рихарца и Фонд Корбо». 90-летие создателя Фонда Жерара Корбо (18 мая 1925г) музей решил отметить запоминающимся «путешествием» по Сене: «По Сене с импрессионистами. Путешествие по коллекции». Иллюзию путешествия создадут 39 шедевров импрессионистов из экспозиции музея.

Путешествие по Сене с импрессионистами.

Французский импрессионизм занял в истории искусств место, равное тому, какое занимают великие живописные эпохи. Картины Эдуара Мане («Завтрак на траве» и «Олимпия»), написанные в первой половине 1860-х годов, стали событием художественной жизни Франции и новой точкой отсчёта в развитии всего прогрессивного искусства. Импрессионизм сформировался и достиг своего наивысшего расцвета за короткий период—немногим более 25лет. Большинство импрессионистов принадлежали к одному поколению: Камиль Писсарро, Эдуар Мане, Эдгар  Дега, Фредерик Базиль, Поль Сезанн, Альфред Сислей, Берта Моризо, Пьер Огюст Ренуар—все они родились в период 1830-1841гг, а Мэри Кассатт и Гюстав Кайботт были немного моложе. Как ансамбль художников, защищающих общие цели в искусстве, новое направление заявило о себе весной 1874г, когда группа молодых живописцев пренебрегла официальным Салоном и устроила собственную выставку, представив 165картин. Тогда же они приняли название «импрессионисты», данное им в насмешку художественным критиком сатирического журнала «Шаривари» Луи Леруа и представили свою программу: «Художник должен писать только то, что он видит, и так, как он видит». Свободное построение композиции, подвижные контуры форм, окутанных воздухом, острота ракурсов, раздельность мазков, не совпадающих с абрисом предметов, исчезновение локального цвета, насыщенность тона изменчивым светом—всё это было направлено на воплощение явлений, которые импрессионисты заново открыли и стремились зафиксировать с чисто оптической достоверностью. Термин «импрессионизм» понимался как сохранение в картине первичного, непосредственного восприятия натуры. Новая живописная техника (краски не смешивались на мольберте, а сразу наносились на полотно отдельными мазками) дала возможность передавать ощущение динамики: движение воды в реке, листьев на деревьях и колебания воздуха. Поэтому полотна импрессионистов всегда радуют глаз и поражают точностью цвета. Интерес художников к взаимодействию цвета и света выделил пейзаж как идеальный жанр для импрессионистов. Сена, с её живописными берегами, предоставляла нескончаемые сюжеты и прекрасную возможность изучать прозрачность воды и отражение в ней. С 1868 по 1882гг практически все импрессионисты увековечили красоту главной реки французского искусства, посвятив Сене более 3тысяч полотен—это и водные ландшафты, мосты и баржи, берега реки, летний спорт и досуг горожан.

Пейзаж был главной страстью Клода Моне(1840-1926), верность которому он сохранял на протяжении всей своей творческой деятельности: художник написал более 200видов Сены. Важную роль в становлении Моне как пейзажиста сыграла его юношеская встреча в Гавре с Эженом Буденом, автором пользовавшихся популярностью небольших воздушных приморских пейзажей, которые он, как правило, писал на открытом воздухе. Для 1850-х годов такой подход был революционным, но именно работа на пленэре стала впоследствии характерной особенностью импрессионизма. Взяв Моне с собой на один из таких «сеансов», Буден увлёк начинающего живописца пленэром. Много лет спустя Моне, уже состоявшийся пейзажист, с благодарностью написал Будену: «Я не забыл, что именно вы научили меня видеть и понимать природу».

«Сена. Аньер». Клод Моне. 1873г.

Искрящийся всеми цветами солнечного спектра вид на городок Аньер принадлежит к числу лучших пейзажей раннего Моне, когда его индивидуальный живописный стиль достиг абсолютной зрелости. Новаторским является колористическое решение картины: пятна краски, нанесённые прямо на холст, создают впечатление мягкой воздушной атмосферы, окрашенной в золотисто-зелёные тона. Картины Моне целиком и полностью укладываются в русло импрессионизма, а сам художник считается крупнейшим и наиболее типичным представителем этого направления. В рейтинге самых дорогих художников мира Клод Оскар Моне занимает почётную третью позицию.

Альфред Сислей (1839-1899), участник Первой выставки импрессионистов в 1874г, был крупнейшим мастером лирического пейзажа и вошёл в историю французской живописи как создатель камерных пейзажей Иль-де-Франса. Художник написал более 200 видов Сены. Сислей всегда стремился жить вблизи рек, и вода была непременным элементом его картин, если не в привычном виде, то превращаясь в дождь или снег. Вода со своей изменчивостью была для художника «эквивалентом» неба, которое всегда было ключом к композициям его картин. Но если для Моне любой пруд становился источником драматических сюжетов, то у Сислея вода и небо отличаются умиротворённостью образа.

«Сена в Аржентёе» Альфред Сислей. 1872г.

В некоторых ранних произведениях Пьера Огюста Ренуара (1841-1919) затрагивается тема отдыха и развлечений, которая позднее станет постоянным мотивом в творчестве импрессионистов.

«Сена в Аньере». Пьер Огюст Ренуар. 1879.

Эта типично импрессионистическая работа Ренуара—квинтэссенция идеи отдыха и развлечений. Мастерское владение кистью и палитра картины, содержащая всего лишь 8красок (включая белую), помогли художнику создать ощущение естественности и передать безмятежность летнего дня.

Свой творческий путь Поль Гоген начал с увлечения импрессионизмом—в те годы самого революционного течения в живописи. С идеями импрессионизма начинающего художника познакомил Камиль Писсарро, один из «отцов» этого течения. Гоген с энтузиазмом принял импрессионистские идеи передачи на холсте изменчивости света и начал воплощать их в своих полотнах, создавая серийные пейзажи.

«Порт де Гренелль». Поль Гоген. 1875г.

Для пейзажей Берты Моризо (1841-1895) характерно не только присутствие людей, но и стремление передать психологическое состояние модели. Манера Моризо отличается воздушностью мазков и их светоносностью,что делает её композиционно простые картины гармоничными и жизнерадостными.

«Лодки на Сене». Берта Моризо. 1879-1880.

Гюстав Кайботт(1848-1894), для которого живопись была скорее увлечением, чем насущной необходимостью, присоединился к движению импрессионистов, став участником Второй выставки в 1876г. В течение следующих 6лет он играл важную роль в организации выставок импрессионистов (и как участник, и как спонсор). Кайботт, страстный яхтсмен и вице-президент парижского кружка любителей парусного спорта, своими картинами активно пропагандировал этот «полезный для здоровья и нравственный» (как писали газеты) вид досуга.

«Лодки на Сене». Гюстав Кайботт. 1890г.

Для того чтобы поддержать нуждающихся художников, Кайботт часто покупал их картины. Собранную таким образом свою коллекцию работ импрессионистов Кайботт завещал государству, Лувру и Люксембургскому музею. После смерти художника недальновидность чиновников привела к настоящей трагедии для французской художественной культуры: государство согласилось принять только половину собрания Кайботта.Франция того времени «упустила» своих замечательных художников-импрессионистов, чьи полотна теперь рассеяны по всему миру.

В наше время произведения импрессионистов считаются сокровищами национальных музеев разных стран мира, а выставки их картин собирают рекордное число посетителей. Современный зритель находится на одной духовной волне с импрессионистами, создавшими новое направление в искусстве, ставившее свет выше формы, и сумевшими запечатлеть то, что друг Эдуара Мане Шарль Бодлер называл «мимолётностью настоящего».

автор: Людмила Велигорская

 

«Жалость и террор»: в Мадриде проходит выставка Пикассо, посвященная культовой «Гернике»

«Жалость и террор»: в Мадриде проходит выставка Пикассо, посвященная культовой «Гернике»

В Центре искусств королевы Софии в Мадриде проходит выставка “Жалость и террор: путь Пикассо к «Гернике»”, приуроченная к 80-летию создания художником культовой

Выставка Дэвида Хокни в лондонской Tate Britain стала самой успешной за всю историю галереи

Выставка Дэвида Хокни в лондонской Tate Britain стала самой успешной за всю историю галереи

Одному из самых известных современных британских художников Дэвиду Хокни в 2017 году исполняется 80 лет. Этому событию посвящена масштабная ретроспектива David Hockney,

КОММЕНТАРИИ
  ИМЯ:    
    
E-mail:    
необязательно    
  ВАШИ КОММЕНТАРИИ:*    
Осталось символов: 

* На портале приветствуется самостоятельное мышление и не приветствуется оскорбление других пользователей. Просим максимально воздерживаться от ненормативной лексики.

Добавить Cancel

 

Выставки

 

НОВОЕ

История искусства рождается сегодня   О ПРОЕКТЕ

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Центр Української культури та мистецтва

АВТОРСКИЕ ПРАВА

Копирование материалов портала 2queens.ru разрешается при наличии гиперссылки, открытой для индексации поисковыми системами, и уведомления о копировании материалов редакции портала 2queens.ru через почтовый ящик info@2queens.ru.