название выставки: «Ксения Никольская. Пыль. Забытая архитектура Каира»
где проходит выставка: Эрмитаж, здание Главного штаба, Санкт-Петербург, Россия
время проведения выставки: 18 марта — 24 мая 2015
адрес Главного штаба: Г. Санкт-Петербург, Дворцовая пл., 6/8
О чем мы думаем, когда слышим словосочетание «архитектура Египта»? Конечно же, многие, в первую очередь, представляют себе пирамиды в Гизе. Но более современная архитектура Египта также достойна внимания. И в своем новом проекте фотограф Ксения Никольская изучает египетские постройки, созданные с середины XIX века до середины XX века.
Ведь период с 1860 по 1940 годы для Египта был настоящим архитектурным бумом: строились невероятные жилые дома и дворцы с неожиданными инженерными решениями и декорациями. Эти строения были названы космополитической архитектурой.
Ближе к концу XX века здания были признаны непрактичными, они начали пустовать, разрушаться и постепенно сноситься, давая дорогу новым современным постройкам.
В своем фотопроекте Ксения Никольская запечатлела несколько десятков подобных строений, которые ей удалось найти в Каире, Александрии, Луксоре и других египетских городах.

С 2006 по 2011 год петербургский фотограф Ксения Никольская, занимаясь изучением истории, культуры и топографии египетской столицы, снимала памятники каирской архитектуры колониальной эпохи. Заброшенные полуразрушенные особняки, дворцы, виллы и общественные здания, находящиеся на задворках современной жизни города, являют собой историю европейского присутствия в Египте. Ныне покрытые слоем пыли роскошные интерьеры этих домов создавались под влиянием лучших образцов французской архитектуры эпохи барона Османа.
Европейские коммерсанты и дипломаты, наводнившие Каир во второй половине XIX века и прибравшие к рукам экономику и политику страны, и богатые египтяне, путешествовавшие во Францию и проникавшиеся модными веяниями, создали не только новые городские кварталы, но и не виданный ранее в Египте стиль жизни. Пышные приёмы, собиравшие весь цвет международной экономической и политической элиты, финансовые аферы и миллионные предприятия, закрытые клубы в английском стиле, элегантные казино и щегольские рестораны на фоне бедности и запустения старых районов стали характерными атрибутами новой эпохи.
Именно этот Каир времён хедива Исмаила стал одним из главных врагов Египетской революции 1952 года. Магазины, рестораны и кабаре, излюбленные места отдыха и безудержных трат европейцев, уничтожались революционерами как символы ненавистной им власти иностранцев. С приходом нового правительства европейцы резко лишились всех своих привилегий и постепенно покидали город. Роскошные виллы и дворцы европейских кварталов невозможно было продать, а оставаться в них было не только бессмысленно, но и небезопасно. В отсутствие хозяев здания ветшали, горели и разрушались, многие из них были национализированы, перестроены, приспособлены для нужд просвещения и бюрократии, или просто снесены.

Эти запущенные и покинутые дворцы ушедшей эпохи запечатлены на фотографиях Ксении Никольской очень вовремя. Скоро они или исчезнут, или будут восстановлены и отреставрированы, и станут частью нового псевдо богатого Египта, новой туристической достопримечательностью и памятниками уже другой эпохи.
Происходи дело в Европе, эти невероятные помещения с высокими потолками, громоздкими лестницами и большими окнами мгновенно были бы отданы под арт-пространства, но в Египте дело обстоит иначе.

Ксении Никольской удалось запечатлеть не только сами памятники египетской архитектуры колониализма, но и дух ушедшей эпохи. Заброшенный интерьер всегда имеет много прелести и достоинств, в нем остановившаяся жизнь и рассказ, уводящий в прошлое. Время стоит и раскручивается обратно, и происходит это в обрамлении интерьера и вещей, которые, словно в музее, приобрели другой контекст существования, не менее интересный, чем в их прежней реальности. При взгляде на них ушедший Египет можно почувствовать лучше, чем если бы мы увидели подлинные фотографии той эпохи.
Тысячи путешественников, приезжающих в Египет посмотреть на пирамиды, делают миллионы фотоснимков памятников древности, утопающих в песках. Они преодолевают километры туристических маршрутов по улицам, музеям и паркам чужой страны. Пыль неизбежно оседает на их обуви, скрипит на зубах. От нее хочется отряхнуться, протереть объектив, чтобы четче увидеть эффектные и впечатляющие памятники прошлого. Но иногда стоит свернуть с привычного маршрута, остановиться перед покосившимся домом, чтобы увидеть другую, еще живую историю.
По материалам официального сайта Государственного Эрмитажа:
http://www.hermitagemuseum.org