художник: Джеймс Эббот МакНейл Уистлер
годы жизни: 1834 - 1903
вид изобразительного искусства: живопись, графика
стиль: импрессионизм, реализм, эстетизм
В художественном фильме “Мистер Бин” 1997 года производства действие разворачивается вокруг картины “Мать Уистлера”: Мистер Бин случайно брызнул растворителем на картину, краска на голове изображенной дамы стала трескаться и вздуваться. Мистер Бин попытался стереть растворитель, но вместо этого размазал краску: голова дамы превратилась в светлое пятно. После фильма зритель задаётся вопросом: а существует ли картина “Мать Уистлера” и где она находится?
Картина такая существует, называется “Аранжировка в сером и черном. Мать художника”, находится в музее Орсе в Париже:
Джеймс Уистлер родился в США в 1834 году. С 1843 по 1849 годы проживал с семьей в Санкт-Петербурге, где брал уроки рисования и посещал Академию художеств.
По возвращении в США три года учился в Вест-Пойнтской военной академии, затем работал чертежником в геодезическом управлении, где овладел техникой офорта, необходимой для изготовления карт.
В 1855 году Уистлер навсегда уезжает из США и переезжает в Париж, где учится в мастерской Ш.Глейра.
Уистлер мастерски владел техникой офорта, в 1858 году опубликовал “Французскаую сюиту” из 12 гравюр, которая принесла художнику известность. Также был мастером портрета в полный рост, некоторые портреты писал по 70 (!) сеансов:
“Гармония в сером и зеленом. Мисс Сесили Александер”, 1872-1874 (Галерея Тейт, Лондон)
Уистлер ассоциировал свои картины и гравюры с музыкальными произведениями, давая им музыкальные названия:
“Ноктюрн в голубом и серебряном. Челси”, 1871 (Галерея Тейт, Лондон)
Художественный стиль Джеймса Уистлера ближе всего к импрессионизму – его пейзажи отражают сиюминутную красоту природы и написаны с использованием импрессионистических средств. Можно сказать, Джеймс Уистлер стоял у истоков импрессионизма: художник писал импрессионистические пейзажи и до появления термина “импрессионизм” в 1874 году.
Интересно отметить, что импрессионизм – это стиль не только в живописи, но и в музыке и литературе. Уистлер, вероятно, очень глубоко чувствовал этот стиль, так как видел в живописи музыку:
“Симфония в сером и зеленом. Океан”, 1866 (Собрание Фрик, Нью-Йорк)
С конца 1850-х годов Уистлер жил главным образом в Англии. В 1859 году Парижский салон отверг картину Уистлера “За роялем”, которая, однако, была выставлена английской Королевской академией художеств. В 1862 году Королевская академия художеств, а вслед за ней в 1863 году и Парижский салон отвергают картину Уистлера “Симфония в белом №1. Девушка в белом”. Тогда Уистлер, Курбе, Мане и другие мастера, не принятые в Салон, решили выставиться в Салоне отверженных (выставке, на которой были представлены работы, отвергнутые жюри Парижского салона):
“Симфония в белом №1. Девушка в белом”, 1862 (Национальная галерея искусств, Вашингтон)
На выставке в Салоне отверженных в 1863 году наибольшей критике подверглись “Завтрак на траве” Мане и “Симфония в белом №1. Девушка в белом” Уистлера. По мнению журналистов и публики, эти работы шли вразрез с академической живописью, так как выглядели грубыми и незавершенными (это связано с тем, что академический стиль был привычен глазу зрителя, а импрессионизм как стиль только зарождался).
В 1877 году начался судебный процесс, разоривший Уистлера: художник подал в суд на критика Джона Рескина, который резко и пренебрежительно отозвался о его картине "Ноктюрн в черном и золотом: падающая ракета", и выиграл процесс, однако, суд присудил Уистлеру мизерную компенсацию, при этом все средства художника ушли на оплату расходов в связи с процессом. Всё – дом, картины и коллекция японских гравюр – ушло с молотка.
Уистлер продолжает работать, его популярность растет. В 1884 году его принимают в члены “Общества английских художников”, а в 1886 году избирают его президентом. Картины Уистлера с успехом выставляются в Европе и США, его приглашают преподавать в парижской Академии Кармен. С 1896 года до своей смерти в 1903 году художник живёт и работает в Лондоне.
автор: Елизавета Мельниченко
Биографии и творчество импрессионистов:
Эдгар Дега
Огюст Ренуар
Клод Моне
Эдуард Мане