художник: Густав Климт
годы жизни: 1862 - 1918
вид изобразительного искусства: живопись, графика, монументальная живопись
стиль: модерн
14 июля 1862 года австрийская земля обогатилась ещё одним мировым именем – в этот день неподалёку от Вены, в пригороде Баумгартенс, в семье посредственного гравера Эрнста Климта и его жены Анны родился сын Густав. У мальчика рано проявились способности к рисованию, и уже в 1876 году, в возрасте 14 лет, Густав Климт поступил в венскую Художественно-промышленную школу.
на фото: Густав Климт, “Портрет Марии Хеннеберг”
Но не только Густав Климт прославил свою альма-матер. В Художественно-промышленной школе учился также и его младший брат Эрнст, и старший брат Георг, который впоследствии делал красивейшие рамы для полотен Густава, соответствовавшие их стилистике.
Эрнст и Густав Климты делали заметные успехи, ещё не достигнув 20-ти лет. В 1879 году они скооперировались со своим товарищем по Художественной школе Францем Матчем и начали работать вместе, быстро получая известность. В 1880 году “трио” пригласили расписать павильон минеральных вод в Карлсбаде (ныне – город Карловы Вары в Чехии).
 |
Густав Климт. “Юдифь” |
Спустя три года молодые художники открыли в Вене собственную мастерскую, где на протяжении нескольких лет они исполняли заказы провинциальных австро-венгерских городов. Но с развитием самой Вены возникла потребность в художественном оформлении новых зданий. Посему, в 1886 году Климты и Матч приняли участие в создании интерьера нового здания национального театра, изобразив сцены из истории театра на тимпане фронтона и плафонах главных лестниц.
В 1890 году художники получили новое задание – завершить оформление венского Художественно-исторического музея, начатое известным художником Гансом Макартом (1840-1884). Этот опыт, кроме психологической сатисфакции, принёс им и хорошие деньги, которые они вложили в расширение своей мастерской. Это был тот редкий случай, когда художнику хватало средств не только для того, чтобы работать в достойных условиях, но также и для содержания собственной овдовевшей в 1891 году матери, и для заботы о семье брата Эрнста, который неожиданно скончался в 1892 году, оставив после себя “дуэт” − “Матч и Климт”.
 |
Густав Климт. “Портрет Сони Книпс” |
Густав Климт ни разу не был женат, но, как утверждают биографы, его сексуальная жизнь протекала весьма активно. Последствием связей не только с натурщицами, но и с женщинами из приличного общества, стало то, что после смерти художника 14 человек объявили себя его незаконнорождёнными детьми. Четверым из них удалось доказать родство, и они разделили часть наследства своего известного отца.
1894-й год стал знаковым в творческой биографии Густава Климта. Именно тогда ему и его коллеге Матчу предложили расписать Большой зал Венского университета. Но из-за разногласий художникам пришлось браться за отдельные картины, а вскоре Матч и вовсе оставил их общую мастерскую. Чем же был вызван конфликт? Дело было в том, что Франц Матч оставался верен старой традиционной живописи, Климт же активно искал новые подходы. Это привело к тому, что в 1897 году он вместе со своими единомышленниками основал и возглавил революционный Венский Сецессион – группу инакомыслящих художников.
Так, благодаря своей решительности и смелости, Густав Климт из художника, выполняющего провинциальные заказы, превратился в лидера австрийского авангарда. И нет ничего удивительного в том, что данные качества вскоре сыграли с ним злую шутку.
 |
Густав Климт. “Юриспруденция” |
В 1900-м году на выставке Сецессиона Густав Климт, наконец, презентовал “Философию” − первую свою работу в рамках оформления Венского университета. В ответ на это восемьдесят семь профессоров университета обратились в Министерство образования с письмом, в котором обвиняли Климта в том, что он “выражает неясные идеи c помощью неопределённых форм”, и требовали забрать у него заказ. Любопытно, что в этом же 1900-м году “Философия” удостоилась золотой медали на Всемирной выставке в Париже.
 |
Густав Климт, “Философия” |
Презентация незавершённых “Юриспруденции” и “Медицины” на выставке Сецессиона в 1903-м году стала последней каплей в чаше терпения добропорядочной среды художника. “Медицина” была названа порнографической, а “Юриспруденция” − “заумной”. В ответ на это раздражённый Климт вернул полученный от Министерства культуры аванс и оставил скандальные работы у себя. Вскоре он продал их в частные руки, а в годы Второй мировой войны все три работы были уничтожены пожарами.
 |
Густав Климт, “Hygieia - аллегория Медицины” |
Впоследствии Густав Климт больше никогда не имел дело с госзаказами, предпочитая создавать малоформатные аллегорические картины для частных коллекций. И были это преимущественно портреты, хорошо известные многим почитателям его творчества. Среди них, к примеру, его самая дорогая работа − “Портрет Адели Блох-Бауэр I” (1907), приобретённая миллиардером Рональдом Лаудером за 135 миллионов долларов (ныне находится в его Новой галерее в Нью-Йорке).

Густав Климт, "Портрет Адели Блох-Бауэр I"
 |
Густав Климт. Картон для фриза во дворце Стокле (Брюссель), фрагмент декора |
Биографы утверждают, что именно благодаря своей склонности к минимализму в размере работ, Густав Климт получил самый большой в своей жизни заказ – заказ на оформление нового дома бельгийского промышленника Адольфа Стокле, известный под названием “Фриз Стокле”. Почти всю свою жизнь Густав Климт провёл в Вене, живя с матерью. Вопреки крепкому телосложению и любви к спорту, его всё чаще одолевают депрессивные состояния, и с 1912-го года Климт вынужден ежегодно ездить на воды. Грянувшая в 1914-м году Первая мировая война обошла художника стороной. А крах Австро-Венгерской империи в результате этой войны совпал с закатом его творчества, ставшего символом “золотого века” в истории венской живописи. В январе 1918-го года Густав Климт пережил удар, а 6 февраля 1918 года совсем ослабевший художник скончался от гриппа, охватившего всю Европу.
автор: Юлия Каминская, галерист