Дэмьен Хёрст – самый богатый из живущих художников, сколотивший состояние на смерти Print

Есть категория людей, которые ненавидят и презирают современное искусство, считая его инструментом всемирного заговора, цель которого – оболванить человека, навязать ему ложные ценности и извращённое понятие красоты. Первым номером в чёрном списке таких людей, наверняка, является Дэмьен Хёрст – самый богатый из ныне живущих художников, чьи самые знаменитые работы представляют собой тигровую акулу в формальдегиде, расчлененных корову и телёнка, а также платиновый череп, инкрустированный бриллиантами.

Дэмьен Хёрст родился 7 июня 1965 года в Бристоле, Великобритания. Вырос в Лидсе, в семье отца-автомеханика, который ушёл из семьи, когда Дэмьену было 12, и авторитарной матери, которая не терпела непослушания. Возможно, именно семейные неурядицы спровоцировали у юного Дэмьена жёсткий протест – несколько раз его арестовывали за кражи в магазинах.

Но даже в таких условиях, у парня проявился художественный талант, и в 1986 году он был принят в Колледж «Голдсмит», который в то время считался инновационным: изобретательные преподаватели не требовали от студентов учения рисовать или писать. Вместо уроков академического рисунка Дэмьен посещал, к примеру, морг и фотографировался с трупами. Возможно, именно этот опыт определит тему смерти как центральную в творчестве Дэмьена Хёрста. Кстати, ещё одним известным выпускником Колледжа «Голдсмит» является Гленн Браун, чьи работы также недалеко отошли от культивирования смерти.

Дэмьен Хёрст морге

Студент Дэмьен Хёрст морге

Переломным моментом в карьере тогда ещё студента Дэмьена Хёрста было поручение организовать и курировать художественную выставку Freeze. Фактически, Хёрст раскрутил Freeze, а Freeze прославила Хёрста.

Надо сказать, что 1988 год в Лондоне был крайне неблагоприятным для искусства: падение фондового рынка и фунта стерлинга вынуждало галереи закрываться, а молодых художников лишало всяких шансов организовать выставку. Именно поэтому выставочным пространством для Freeze Дэмьен Хёрст выбрал заброшенное помещение в лондонских доках. Именно там публика впервые увидела работы Хёрста и его друзей – членов объединения «Young British Artists» («YBA» или «Молодые британские художники»).

После окончания колледжа объединение «YBA» проводит ещё одну резонансную выставку «Gamble» в заброшенном заводе «Bermonsday». Её посетил богатый рекламист и коллекционер Черльз Саатчи. Очевидцы говорят, что он стоял с открытым ртом перед инсталляцией Хёрста «Тысяча лет», которая представляла собой нагромождение картонных ящиков, расписанных красками. Саатчи купил эту работу и предложил молодому художнику кругленькую сумму за следующие его произведения, став его покровителем на долгие годы.

Именно на деньги Саатчи (а именно – 50 тысят фунтов) Дэмьен Хёрст создал работу «Физическая невозможность смерти в сознании живущего», которая стала символом молодого британского искусства 90-х и принесла Хёрсту премию Тёрнера. Знаменитая работа представляет собой аквариум, наполненный формальдегидом, куда помещена мёртвая тигровая акула длиной 4,3 метра. Акулу поймали у берегов Австралии специально для Хёрста, что обошлось ему в 6 тысяч фунтов. Работа была продана в 2004 году за 6,5 миллионов фунтов.

Дэмьен Хёрст. Инсталляция "Физическая невозможность смерти в сознании живущего"

Дэмьен Хёрст. Инсталляция "Физическая невозможность смерти в сознании живущего"

Но всемирную славу Дэмьен Хёрст обрёл в 1993 году на Венецианском Биеннале, где была выставлена его работа «Разделённые мать и дитя», представляющая собой части коровы и телёнка, помещённые в разные аквариумы с формальдегидом. 

«Прижатые к стеклянным стенам внутренности обоих животных представали изящными извивами каналов и труб, причём завораживающими, а не отталкивающими. Созерцание сложного внутреннего устройства тел животных вызывало непривычное чувство сочувствия и идентификации».

 Искусствовед Сара Кент

Дэмьен Хёрст. Разделённые мать и дитя

Дэмьен Хёрст. Разделённые мать и дитя

Ещё одним важным мотивом творчества Дэмьена Хёртса являются бабочки, но тоже как символ смерти. Художник использует их и как объекты живописи, и фотографирует их, и создаёт из них инсталляции. Одна из таких, «Влюбиться и разлюбить» («In and Out of Love») проходившая в лондонской галерее «Tate Modern» с апреля по сентябрь 2012 года, представляла собой 9000 живых бабочек, которые появлялись из коконов, свободно летали, питались, размножались и постепенно умирали. Инсталляция вызвала жёсткую критику художника со стороны Благотворительного Фонда защиты животных RSPCA.  

Дэмьен Хёрст. Серия "Бабочки"

Дэмьен Хёрст. Серия "Бабочки"

В 2007 году Дэмьен Хёрст создал роботу, которую многие критики считают символом союза искусства и денег, а её название «Из любви к Господу» («For the Love of God») иронически переиначивают на «Из любви к золоту». Эта работа представляет собой платиновый череп размером чуть меньше среднестатистического черепа европейца XVIII века, плотно инкрустированный бриллиантами в количестве 8601 штука и общим весом 1106,8 карата. Главный элемент композиции – розовый бриллиант грушевидной формы в центре лба. Единственный натуральный элемент работы – это настоящие человеческие зубы.

Создание черепа обошлось Дэмьену Хёрсту в 14 миллионов фунтов стерлингов. Работа признана самым дорогим произведением ныне живущего художника. В инвестиционных целях консорциум, в который входят сам Дэмьен Хёрст, а также известный украинский меценат Виктор Пинчук, купили череп за 50 миллионов фунтов стерлингов.

Живопись Дэмьена Хёрста не несёт в себе такой радикальной идейной нагрузки и сложности исполнения, как его скульптуры и инсталляции. К тому же, в ней почти полностью отсутствует тема смерти, если не считать серии «Бабочки» и «Калейдоскопы», где, в первом случае мёртвые бабочки приклеиваются на свежевыкрашенный хост без использования клея, а во втором – они, плотно прилепленные друг к другу, создают узоры, напоминающие калейдоскоп.

Дэмьен Хёрст. Серия "Калейдоскопы"

Дэмьен Хёрст. Серия "Калейдоскопы"

Пожалуй, самая известная живописная серия Дэмьена Хёрста – это «Пятна» (spot paintings) – абстрактные работы, состоящие из симметрически расположенных на холсте разноцветных кругов, оттенки которых не повторяются. Чтобы озаглавить эти работы, Хёрст использует названия отравляющих, стимулирующих или наркотических веществ. Ещё одна выразительная серия называется «Вращения» (spin paintings).

Дэмьен Хёрст. Серия "Пятна"

Дэмьен Хёрст. Серия "Пятна"

Дэмьен Хёрст. Серия "Вращения"

Дэмьен Хёрст. Серия "Вращения"

На протяжении своей художественной деятельности Хёрст выбирает прямые и нелёгкие пути познания идеи бытия. Его работа ставит под сомнение наше понимание о границах, разделяющих желание и страх, жизнь и смерть, разум и веру, любовь и ненависть. Хёрст использует инструменты и иконографию науки и религии, создавая скульптуру и картины, чья красота и напряжённость даёт зрителю представление об искусстве, превосходящее знакомое понимание этих областей.

«Есть четыре важные вещи в жизни: религия, любовь, искусство и наука. Даже в своём лучшем проявлении они – лишь инструменты, которые помогают нам найти путь в темноте. Ни один из них на самом деле не работает, но они помогают».

Дэмьен Хёрст

Творчество Дэмьена Хёрста не лишено скандальной славы. Хотя художник и присутствует физически при создании всех его работ, но ему всегда нужны при этом ассистенты. А современные объёмы создания произведений требуют чуть ли не «заводских» масштабов (хотя собственной «фабрики искусства», как у Энди Уорхола, Хёрст не создал). Этот факт породил сомнения в аутентичности некоторых работ Дэмьена Хёрста. На что художник заявляет, что видит творческий процесс как концепцию, а не выполнение, и, поскольку источником идеи является он сам, то и художник – тоже он.

В 2008 году Дэмьен Хёрст на аукционе Sotheby’s продал полное собрание «Beautiful Inside My Head Forever» за 111 миллионов фунтов стерлингов, побив рекорд для аукциона с одним художником и став самым богатым из живущих художников, чьё состояние в 2010 году оценивалось в 215 миллионов фунтов стерлинов.

Дэмьен Хёрст живёт и работает в Дэвоне и в Лондоне. Его работы выставляли галереи и музеи с мировыми именами. А благодаря Виктору Пинчуку, с ними могут совершенно бесплатно ознакомиться киевляне и гости украинской столицы. Одна из инсталляций Хёрста, в своё время выставляемая в PinchukArtCentre вызывала очень неоднозначную реакцию публики. Это была работа "Обещание денег" 2003 года.

Дэмьен Хёрст. Инсталляция "Обещание денег". 2003

Дэмьен Хёрст. Инсталляция "Обещание денег". 2003

 

Известные произведения стрит-арта: бетонная «Алёнка»

Известные произведения стрит-арта: бетонная «Алёнка»

«Алёнка» – это художественная работа самого знаменитого российского стрит-артера Павла Пухова (Паша 183), созданная им в 2008-2009-м годах на заброшенной стройке

«Русский Бэнкси» Паша 183

«Русский Бэнкси» Паша 183

Паша 183 – это российский художник в области граффити, стрит-арта, уличной инсталляции, живописи. А за творческими псевдонимами «Паша 183» и «Р183» скрывается Павел

Загрузка...
КОММЕНТАРИИ
  ИМЯ:    
    
E-mail:    
необязательно    
  ВАШИ КОММЕНТАРИИ:*    
Осталось символов: 

На портале приветствуется самостоятельное мышление и не приветствуется оскорбление других пользователей. Просим максимально воздерживаться от ненормативной лексики.

Добавить Cancel
Дом Художников

 

НОВОЕ

История искусства рождается сегодня   О ПРОЕКТЕ

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Центр Української культури та мистецтва

АВТОРСКИЕ ПРАВА

Копирование материалов портала 2queens.ru разрешается при наличии гиперссылки, открытой для индексации поисковыми системами, и уведомления о копировании материалов редакции портала 2queens.ru через почтовый ящик info@2queens.ru.