Конфликту между двумя титанами русской поэзии – между «последним советским поэтом» Евгением Евтушенко и «первым несоветским поэтом» Иосифом Бродским уже больше полувека, но он до сих пор вызывает интерес у думающей публики. И хоть оба поэта уже ушли из жизни, спорить продолжают их поклонники. Евтушенко называл причиной конфликта «какую-то дьявольщину» и упоминал о нём с болью в голосе. Какая же кошка пробежала между двумя друзьями?
Бродский и Евтушенко познакомились в 1965-м году, сразу после того, как Бродский вернулся с Севера, где пребывал в ссылке за «тунеядство» с 1964-го года. Следует отметить, что именно Евтушенко, ещё не зная Броского лично, возглавил кампанию по его освобождению. В ней брали участие и Жан-Поль Сартр, и итальянские коммунисты, и другие знаменитые личности ХХ века.
Только что вернувшегося Бродского Евтушенко пригласил в ресторан «Арагви». Так началась их дружба «не разлей вода». Но продлилась она недолго.

Иосиф Бродский и Евгений Евтушенко
Спустя несколько лет Бродского решили наказать жёстче – эмиграцией. Для этого он был вызван в КГБ. И надо же, чтобы по чистой случайности (или не по чистой, или не по случайности вовсе) в коридорах Комитета он встретил Евтушенко, который как раз пытался там вернуть отобранную у него на таможне «антисоветскую» литературу, которую он привёз из Соединённых Штатов.

Иосиф Бродский
Бродский, долго не думая, окрестил Евтушенко осведомителем, стукачом и «консультантом» по его делу. Вот почти и вся фабула этого конфликта. Казалось бы, ерунда, случайность, которую можно было уладить. Но с годами она росла, как снежный ком, обрастая новой недосказанностью.

Евгений Евтушенко
И месть Бродского не заставила себя долго ждать. Как только он прибыл в США, Евтушенко тут же похлопотал о его зачислении в преподаватели Квинс-колледжа. Но когда позже Евтушенко и сам решил устроиться туда на работу, Бродский написал письмо руководству учебного заведения с предложением не брать советского поэта на работу, мотивируя это якобы антиамериканским отрывком его стихотворения: «И звёзды, словно пуль прострелы рваные, Америка, на знамени твоём». Надо отметить, что данное произведение было написано Евгением Евтушенко в 1968-м году после убийства Роберта Кеннеди, брата убитого пятью годами ранее Джона Кеннеди.

Это письмо Евгению Евтушенко передали. Его потрясению не было предела. На что Бродский ответил: «Ты ведь не был в эмиграции, ты не знаешь, что это такое. Невольно начинаешь думать, кто виноват…». С тех пор поэты больше не общались. И лишь в 1996-м году, когда Бродский умер в Нью-Йорке, Евтушенко прилетел на его похороны. «Я был убит этим, - говорил поэт. Для меня это было ударом».

В программе «Диалоги» на Первом канале Евгений Евтушенко говорил о жёнах, которых он бросал в трудную минуту, о нерождённых или рождённых больными по его вине детях, о детях, им брошенных. Но главная его рана – это давняя ссора даже не с другом, а со знакомцем.

Очевидно, то поэты фокусировались на разных моментах одной, ситуации. «Правда яблони не отменяет правды кипариса». У каждого в этом конфликте – своя правда, неприемлемая другим.
«Если Евтушенко против колхозов, я – за», - пересказывает Довлатов слова Бродского. И становится понятно, что речь идёт вовсе не о колхозах. Умение ладить с властью – у одного, и органическое неприятие этого – у другого. Похоже, двум поэтам-титанам просто было тесно в одной эпохе.
Был ли в самом деле Евтушенко осведомителем? Имел ли Бродский основания пакостить Евтушенко? Есть ли смысл искать виновного в этом конфликте мировоззрений или давать моральные оценки поступкам великих людей?
«Наши стихи уже сами будут разговаривать друг с другом. И думаю, они договорятся», - с надеждой говорил Евгений Евтушенко о центральном конфликте своей жизни.
Подготовила Юлия Сидимянцева