Эпоха Высокого Ренессанса.
Микеланджело Буонарроти. Биография. Скульптуры. Картины и другие работы.
Итальянскому Проторенессансу в истории искусства отведено примерно полтора столетия, а Высокому Ренессансу всего лет тридцать. Его окончание соотносят с 1530 годом, трагическим для итальянских государств, когда они утратили свободу.
Ни одна другая страна не подарила миру такого числа выдающихся мастеров, как ренессансная Италия. В течение трёх столетий накапливался колоссальный художественный потенциал эпохи Возрождения, дав миру четырёх гениев: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля и Тициана. Они все были непохожи друг на друга, хотя в судьбах у них было много общего: их талант сформировала флорентийская школа, а потом они работали при дворах меценатов, терпя их капризы и принимая милости своих покровителей. Их пути часто пересекались, они соперничали, у них были совершенно разные художественные и человеческие индивидуальности. Но каждый из них и все вместе они совершили переворот в искусстве, продвинув его за пределы всех известных стандартов.
 |
Микеланджело Буонарроти |
Немногих из великих мастеров прошлого можно поставить в один ряд с Микеланджело из-за уникальности его творчества. Четыре музы – скульптура, живопись, поэзия и архитектура – склонились над его колыбелью, чтобы не расставаться с ним всю его жизнь.
Микеланджело Буонарроти. Биография
Микеланджело Буонарроти родился 6 марта 1475 года в небольшом городке Капрезе недалеко от Флоренции. Теперь этот городок в честь художника называется Капрезе Микеланджело.
Ребёнок был вторым сыном из шести у подесты (городского правителя и судьи) Кьюзи и Капрезе. Подесту – отца звали ди Людовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони. Он принадлежал к древней благородной флорентийской фамилии, правда, сильно обедневшей. Бедность, однако, совершенно не мешала Людовико гордиться своим аристократизмом и считать себя выше того, чтобы самому зарабатывать на жизнь: должность подесты была выборная и кроме почёта она не приносила никакого дохода. Кстати, Микеланджело, оставаясь равнодушным к внешним атрибутам успеха, как и отец, всю жизнь гордился своим аристократическим происхождением. Семье приходилось жить на деньги, которые приносила маленькая ферма в деревушке Сеттиньяно недалеко от Флоренции.
 |
Микеланджело Буонарроти. Барельеф «Мадонна у лестницы» |
Здесь, в Сеттиньяно, грудного Микеланджело отдали на кормление жене местного каменотёса. С давних пор в окрестностях Флоренции добывали камень, поэтому Микеланджело любил говорить, что «впитал с молоком кормилицы резец и молоток скульптора».
По окончании службы Людовико с семьёй вернулся на родину, во Флоренцию. Микеланджело было всего шесть лет, когда умерла его мать, и все заботы по воспитанию детей легли на плечи Людовико. Отец Микеланджело строил большие планы на будущее сына, он хотел, чтобы сын стал юристом и в возрасте десяти лет отдал мальчика в латинскую школу Франческо да Урбино во Флоренции.
Согласно свидетельствам, первые годы учёбы в школе были успешными: Микеланджело хорошо читал, у него был ровный красивый почерк, рано открылся поэтический талант. Даже в зрелом возрасте поэзия занимала большое место в его творчестве. И в этом же возрасте появились художественные наклонности мальчика. Этому способствовала дружба с талантливым Франческо Граначчи, учеником знаменитого в то время во Флоренции исторического живописца Доменико Гирландайо.
Микеланджело Буонарроти. «Белыя пятна» в биографии
Отец был недоволен интересом сына к рисованию и долго сопротивлялся его желанию стать художником. Но Микеланджело, всегда отличавшийся твёрдостью характера, настоял на своём. Скрепя сердце, отец подписал договор с Гирландайо.
И, хотя о жизни Микеланджело известно довольно много, в ней есть и «белые пятна». Непонятно, например, где, как и когда он прекрасно овладел художественной техникой. В ученики к Гирландайо он поступил на несколько лет позже, чем это было принято. Странно и то, что Микеланджело не платил за обучение, но сам получал заработную плату. Это даёт основание предположить, что он уже обладал определёнными навыками. Позже Микеланджело вообще отрицал учёбу у Гирландайо, называя свой талант богоданным. Уже в следующем году он перешёл в школу скульптора Бертольдоди Джованни, которая существовала под патронатом фактического хозяина Флоренции Лоренцо де Медичи, прозванного Великолепным. Лоренцо Великолепный был очень образованным человеком, прекрасно разбирался в искусстве, сам писал стихи, и сразу сумел распознать талант Микеланджело. Вскоре Микеланджело был принят в группу юных талантов, живших при дворе Лоренцо.
 |
Микеланджело Буонарроти. Барельеф «Битва кентавров» |
Во дворе герцога Медичи Микеланджело не только сидел за его обеденным столом, ему разрешили посещать заседания Платоновской академии. В этот период он создал свои первые шедевры – мраморный барельеф «Мадонны у лестницы» и «Битву кентавров».
И снова загадка: неясно, где Микеланджело овладел приёмами резьбы по мрамору. Бертольдо ди Джованни, у которого он учился в «академии» Медичи, был специалистом по бронзе, но эту технику Микеланджело использовал крайне редко. Тем не менее, уже первые работы принесли Микеланджело славу мастера.
Вспыльчивый нрав Микеланджело то и дело давал о себе знать. Однажды молодой скульптор Торриджано, обидевшись на едкое замечание Микеланджело по поводу своего рисунка, подрался с ним в садах Медичи и страшным ударом сломал Микеланджело нос, который с тех пор остался слегка свёрнутым набок. Гирландайо разорвал контракт с отцом Торриджано и выслал его. Вид собственного лица отравлял жизнь Микеланджело все последующие годы: он, который понимал и создавал красоту, был внешне безобразен.
В 1492 году умер покровитель Микеланджело Лоренцо Великолепный, и 17-летний художник возвратился в родной дом в полной уверенности, что уже может обеспечить свою жизнь и жизнь своей семьи. Он выполняет гигантскую, выше человеческого роста, статую Геркулеса. Ещё в XVIII веке она была цела и украшала сады Фонтенбло. Эта работа, доказавшая его мастерство, даже принесла ему деньги. Но, к сожалению, скульптура не сохранилась до наших дней.
Подробнее о работах Микеланджело читайте в наших следующих материалах.
автор: Людмила Велигорская,
фото с сайтов: payingattentiontothesky.com, xaxor.com, artrenewal.org
Если вы желаете опубликовать свои отзывы/впечатления о художественных выставках, которые вы посетили, на нашем портале – вы можете прислать их в нашу редакцию по адресу: info@2queens.ru.
Также вы можете инициировать обсуждение интересных вам тем на Форуме нашего портала.
Отзывы о самых нашумевших выставках, фильмах, спектаклях – на портале 2queens.ru!