Брунеллески и Донателло – выдающиеся мастера эпохи раннего Возрождения Print

Твитнуть

Филиппо Брунеллески. Открытия мирового значения. Донатто ди Никколо ди Бетто Барди – техника “сплющенного рельефа”, возвращение “ню” и скульптурного портрета.
Статуя Донателло “Давид”.

Эпоха раннего Возрождения в Италии – это эпоха экспериментов, открытий, что очень способствовало небывалому подъёму архитектуры. Одними из достойнейших представителей всех инноваций того времени стали архитектор Брунеллески и скульптор Донателло.

 брунеллески донателло раннее возрождение в италии архитектура скульптура ню представители статуя Давида
 Брунеллески. Капелла Пацци

 

Искусство этих мастеров отличалось от господствующего во Флоренции стиля “интернациональной готики” – выдуманного мира красоты и условностей, они были полны натурализма и жизненной силы.

Филиппо Брунеллески. Открытия мирового значения

Архитектор и скульптор Брунеллески создал светскую по духу архитектуру. Родился Филиппо Брунеллески (1377-1446) в семье нотариуса. Он получил гуманистическое воспитание и прекрасное по тому времени образование. Исповедуя идеалы преклонения прекрасному, он отказался от карьеры нотариуса и полностью посвятил себя изучению рисования, лепки, гравирования, скульптуры, приобрёл значительные для того времени познания в математике у Паоло Тосканелли.

Талант и фундаментальные знания помогли Брунеллески блестяще решить сложнейшую архитектурную задачу своего времени – возведение купола над кафедральным собором Санта Мария дель Фьоре.

Технические ноу-хау были результатом чётко спланированного чертежа купола. В голове не укладывается, но Брунеллески создал чертёж купола в натуральную величину. Его холстом стала отмель реки, протекающей близ Флоренции, Арно.

Революционным был способ возведения купола – без сплошной сполубки, без опирающихся на землю лесов и контрфорсов. Инновация была превосходна и тем, что повлекла за собой создание новых механизмов, которые технически позволяли поднимать строительные материалы к самому верху. Подъёмник грузоподъёмностью в одну тонну – гениальное произведение метода Брунеллески.

 брунеллески донателло раннее возрождение в италии архитектура скульптура ню представители статуя Давида
 Брунеллески. Купол над кафедральным собором Санта Мария дель Фьоре. Символ Флоренции

 

Купол не только определил характерный силуэт Флоренции, он стал символом новой эпохи – Возрождения, первым ренессансным куполом. Сам папа Евгений IV освятил купол, оказав тем самым высокую честь архитектору и городу.

Капелла Пацци во дворе францисканской церкви Санта-Кроче во Флоренции – это ещё один архитектурный вызов, который преодолел Брунеллески. После сильного пожара монастырь Санта Кроче нуждался в реконструкции. Возведение капеллы было задачей для Филлипо Брунеллески. Ведь капеллу нужно было встроить в существующие останки монастыря, а точнее в его узкий и длинный участок. Прекрасные знания геометрии помогли Брунеллески с гордостью выйти из, казалось бы, неразрешимой ситуации. Перед жителями Флоренции предстала лёгкая, простая, понятная и гармоничная капелла.

Брунеллески принадлежит авторство открытия прямой перспективы. Он был первым, кто применил эти приёмы на практике. У него сразу же появились последователи. Лучшие мастера стали внедрять опыт Брунеллески в свои работы.

 брунеллески донателло раннее возрождение в италии архитектура скульптура ню представители статуя Давида
 Донателло. Рельеф

 

Вазари о Брунеллески: “Мне думается, о нём можно было бы утверждать, что от времён древних греков и римлян и до наших дней не было художника более исключительного и отличного, чем он”.

Вклад Брунеллески в развитие архитектуры высоко оценили современники: в знак признания заслуг именем Брунеллески назван кратер на планете Меркурий.

Донатто ди Никколо ди Бетто Барди – техника “сплющенного рельефа”, возвращение “ню” и скульптурного портрета

В славе и таланте не уступал своему старшему другу Брунеллески и Донателло (полное имя: Донатто ди Никколо ди Бетто Барди) – флорентийский скульптор, основоположник индивидуализированного скульптурного портрета.

Он был сыном простого чесальщика шерсти, но новое веяние эпохи – меценатство – подарило ему покровительство богатого флорентийского банкира Мартелли, оплатившего учёбу Донателло в мастерской живописца и скульптора Биччи ди Лоренцо. Поездка с Брунеллески в Рим для окончания художественного образования помогла Донателло преодолеть схематизм церковного искусства.

Смелый гений-новатор Донателло наделяет свои работы эмоциями и чувствами.

Статуя Святого Георгия (1415–1417) – заказ цеха оружейников – это портретная работа. Величественный, бесстрашный, совершенный, мужественный Георгий готов к бою. Двухметровая статуя молодого мужчины в шлеме и с амуницией отчётливо говорит зрителю, что герой готов принять любой вызов!

 брунеллески донателло раннее возрождение в италии архитектура скульптура ню представители статуя Давида
 Донателло. Святой Георгий

 

Статуя Святого Георгия является прекрасным наполнением готической ниши. Цоколь статуи Святого Георгия украшает мраморный рельеф “Битва Святого Георгия с драконом” (около 1417 года). Донателло приближал рельеф к живописи. Новая техника “сплющенного рельефа” [rilievo schiacciato], предложенная скульптором, отличалась предельной реалистичностью. Пейзаж (холмы), который стал фоном действий рельефа – это тоже инновационный для того времени приём. Тончайшая светотень, игра бликов, техника “незаконченности” [non finito] – своеобразной несовершенной шлифовке заслуга автора, которая находит продолжений в работах великого Микеланджело.

Донателло сделал первые революционные шаги в искусстве скульптуры – создал тип самостоятельно стоящей круглой статуи, не связанной с архитектурой.

Статуя “Изобилие” (1428-1431) короновала колону на флорентийском рынке. К сожалению, одиночное изваяние не сохранилось до наших дней.

Статуя Донателло “Давид”

“Давид” – бронзовая статуя (1430-е). Естественная нагота молодого героя с длинными волосами, отрубленная голова Голиафа, лавровый венок, поверх шляпы героя живая реалистичная драма, заключённая в бронзу. После появления обнажённого “Давида”, фигуры “ню” становятся неотъемлемой частью искусства.

 брунеллески донателло раннее возрождение в италии архитектура скульптура ню представители статуя Давида
 Донателло. “Давид”

 

Ещё одна неоценимая заслуга Донателло – воскрешение совершенно забытой в средние века отрасли пластики – портретных бюстов. Скульптурный портрет Никколо да Уццано датируется 1430 годами. Никколо да Уццано – банкир и политический деятель (был лидером оппозиции семейству Медичи). Бюст из обожжённой глины был отреставрирован в 1985году, и сегодня его можно увидеть в музее Барджелло.

брунеллески донателло раннее возрождение в италии архитектура скульптура ню представители статуя Давида
 Донателло. Скульптурный портрет Никколо да Уццано

 

Донателло посвятил жизнь искусству и Флоренции, где скончался в 1466 году и был погребён с большими почестями с церкви Святого Лаврентия.

Вазари о Донателло: “Подобно тому, как в давние времена древних греков и римлян многие художники довели скульптуру до совершенства, так он один множеством своих творений вернул её в наш век безукоризненной и дивной”.

автор: Людмила Велигорская

фото с сайтов: studyblue.com, freyasflorence.blogspot.com, lib-art.com, art-prints-on-demand.com, paradoxplace.com, artmagnifique.tumblr.com

Если вы желаете опубликовать свои отзывы/впечатления о художественных выставках, которые вы посетили, на нашем портале – вы можете прислать их в нашу редакцию по адресу: info@2queens.ru.

Также вы можете инициировать обсуждение интересных вам тем на Форуме нашего портала.

Раннее Возрождение в Италии: условия возникновения и представители – на портале 2queens.ru!

 

 

Твитнуть
КОММЕНТАРИИ

Л. Велигорская от 21 марта 2013 г. 14:38

По- моему, в сознании людей эпохи Возрождения между понятиями "секс" и "грех" стоял знак равенства. Возрождение раскрепостило дух человека и вернуло поклонение античным идеалам красоты, в том числе и красивому телу. Но эта красота была одухотворённой, инструментом передачи эмоций. Позже ню стало воспевать совершенно земные плотские чувства. Сравните Адама и Еву Мазаччо и Климта.

Avelana от 21 марта 2013 г. 7:41

Меня всегда восхищает, что старинные картины и скульптуры ню не выглядят откровенно, неприлично. А почему-то современные произведения ню (даже гениальные) мне часто кажутся неприличными, даже стыдно перед детьми. Почему так?

Jena от 20 марта 2013 г. 23:01

Всё верно, я так и считаю, что прежде чем творить, будь любезен, с творениями величайших авторов ознакомься. Тогда точно ничего недостойного сотворить рука не поднимется.

Cruiser от 20 марта 2013 г. 22:47

такому нас даже в инженерно-строительном институте не учили, да что там - даже не рассказывали о таком!
ЧУДО, это верно.

Ирина от 20 марта 2013 г. 22:06

чертёж купола в натуральную величину... впечатляет!!!

tata от 20 марта 2013 г. 20:27

Око людское всегда будет тянуться к прекрасному... даже специально искусство не изучая...
Какая Прекрасная Архитектура!
Что зацепило:
а ведь как ни крути - талант, да что там, даже Талант, без меценатства, без покровительства и без образования... обречён... Его просто никто не заметит)

ИМЯ ИЛИ НИК:*    
E-mail:    
не обязательно    
ВАШИ КОММЕНТАРИИ:*    
Осталось символов: 

На портале приветствуется самостоятельное мышление и не приветствуется оскорбление других пользователей. Просим максимально воздерживаться от ненормативной лексики.

Добавить Отмена
Автостопом из Украины в Марокко Он-лайн блог
АВТОСТОПОМ

 

маршрут следования: Луцк-Люблин-“Казимеж-Дольны”-Люблин-Варшава-Гданьск-Сопот-Гдыня-Торунь-Гнезно-Познань-Берлин-Гамбург-Бремен-Мюнстер-Дюссельдорф-Венло-Мёнхенгладбах-Золинген-Кёльн-Арсен-Амстердам-Г

НОВОЕ

 

СЕЙЧАС ОБСУЖДАЮТ


Загрузка...
SELECTORNEWS - покупка, обмен и продажа трафика

Культурный мир глазами зрителей, читателей и посетителей   О ПРОЕКТЕ

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Центр Української культури та мистецтва

ИДЕЯКАЯ ПОДДЕРЖКА

ЮФ «Авеллум Партнерс»

АВТОРСКИЕ ПРАВА

Копирование материалов портала 2queens.ru разрешается при наличии гиперссылки, открытой для индексации поисковыми системами, и уведомления о копировании материалов редакции портала 2queens.ru через почтовый ящик info@2queens.ru.