Рафаэль Санти – многогранный гений эпохи Высокого Возрождения. Гобелены Рафаэля, сплетённые из шерсти, шёлка, золота и серебра, считаются одним из величайших сокровищ Высокого Возрождения. О работе Рафаэля над гобеленами, об истории создания гобеленов, об универсализме художников эпохи Возрождения и роскоши папского двора читайте в нашей статье.
Чтобы понять людей XVI века, нужно всё рассматривать сквозь призму церкви, потому что религия была той мощной силой, которая влияла на все сферы человеческой жизни. И как всякое явление, это влияние было смешанным, потому что имело противоположные результаты воздействия. С одной стороны, благодаря церкви развивали искусство, образование и новые технологии, создавались государства (к сожалению, и уничтожались). С другой стороны, вера, которая как объединяла, так и разъединяла забрала (!) один миллион человеческих жизней за два столетия крестовых походов – насилия, вышедшего из-под контроля. Не только итальянские города-государства, но и европейские империи были накрепко привязаны к папству. Для усиления этой зависимости вся многослойная система власти Ватикана была подчинена одной цели – укреплению позиций Церкви и сохранению её духовной диктатуры. Используя искусство как инструмент для того, чтобы слепить из верующих единую массу, Церковь была самым крупным и требовательным заказчиком, который единственный мог позволить себе совершенно нестандартную форму оплаты. Ватикан к концу жизни Рафаэля задолжал ему огромные суммы. И папа Лев Х (поистине, эксперт по избежанию неприятностей) нашёл простой, но оригинальный выход из создавшегося щекотливого положения. Он решил расплатиться с Рафаэлем произведением его в кардинальский сан, хотя художник не был духовным лицом. Это не было нововведением папы Льва Х: согласно каноническому праву, кардиналом или даже папой могло быть назначено или избрано и светское лицо. Такие прецеденты бывали в Средние века, когда на папский престол возводились светские лица. Потом установилась практика избрания папы среди коллегии кардиналов. И тогда, для завоевания папского престола, было принято простое и надёжное решение: назначать в кардиналы частных лиц. В XVI веке такой чести удостоились даже несовершеннолетние дети (от 12 до 17 лет!) из знатных семей рода Медичи и Борджа. Постепенно выработалась практика прохождения через все стадии: от дьякона и священника к викарию, епископу, кардиналу, а затем – к папскому престолу. И, может быть, Рафаэль получил бы кардинальский сан, если бы не его внезапная смерть после непродолжительной болезни.

Рафаэль Санти. Гобелены. Рисунок к гобелену «Жертва в Листре»

Рафаэль Санти. Гобелены. Гобелен «Жертва в Листре»
Рафаэль и без высокого кардинальского сана был уже на пике своей славы и богатства. Положение художника в это время было настолько обеспеченным и стабильным, что он мог выстроить себе дом в антично-римском стиле напротив церкви Св. Петра, в районе Борго, недалеко от Ватикана. В этом доме, построенном по проекту Браманте, Рафаэля постоянно окружали ученики и посетители, стремившиеся попасть в его мастерскую. Если Леонардо и Микеланджело предпочитали работать в одиночестве, с головой уходя в работу, то Рафаэль всегда был рад обществу. В одном письме от 1504 г. его называют отзывчивым и хорошо воспитанным. Эти характеристики подтверждают и все мемуаристы. Каждый день работы художника приносил ему новые успехи. Появление каждого нового произведение Рафаэля вызывало восторг и похвалы, которые в духе того времени выражались в сонетах, помещённых на дверях его мастерской или там, где его работы выставлялись на суд публики. Леонардо да Винчи так объяснил природу этой прекрасной взаимосвязи словесного и изобразительного искусства: «Живопись – это поэзия, которую видят, а поэзия – это живопись, которую слышат».

Рафаэль Санти. Гобелены. Рисунок к гобелену «Исцеление хромого»

Рафаэль Санти. Гобелены. Гобелен «Исцеление хромого»
Универсализм художников Возрождения поражает: едва ли найдётся сфера художественной деятельности, в которой они себя не пробовали и не проявили достойно. Одной из самых значительных работ Рафаэля стал в 1514 г. заказа папы Льва Х на 10 гобеленов с евангельскими сценами из жизни апостолов Петра и Павла для Сикстинской капеллы. Они должны были стать сюжетно-историческим продолжением сцен из жизни Моисея и Христа, изображённых на стенах Сикстины в росписях XI века. Выбор евангельских сцен для гобеленов определялся ключевыми особенностями духовной политики нового понтифика Льва Х. Было оговорено и условие сохранения стиля уже имеющегося интерьера. Гобелены со сценами из жизни апостолов уже существовали и в церковные праздники вывешивались в первом уровне на стенах Сикстинской капеллы. Их украшали гербы Делла Роверов – пап Сикста IV и Юлия II. Папа Лев Х решил заменить гобелены. Дело было не только и не столько в изношенности и неприглядном виде гобеленов, сколько в желании Льва Х показать свой герб в наиболее важной капелле христианского мира. И герб понтифика Льва Х, исполненный по рисунку Рафаэля, украсил края новых гобеленов.

Рафаэль Санти. Гобелены. Рисунок к гобелену «Наказание Елима»

Рафаэль Санти. Гобелены. Гобелен «Наказание Елима»
Заказ папы стал настоящим испытанием, потому что мог нанести серьёзный удар по самооценке Рафаэля – художника и человека. Он, знаменитый создатель «Афинской школы», вынужден был вступить в соревнование с не менее знаменитым создателем фресок потолка Сикстины – Микеланджело. И хотя им удавалось избегать конфронтации, их отношения всегда были примером жестокой конкуренции. Больше всего Рафаэль-художник боялся, что его затмит Микеланджело-скульптор. На кону стояло общественное мнение: Рафаэль знал, что его гобелены и фрески Микеланджело будут сравниваться не по объёму, а по качеству исполнения, и справедливо предполагал, что впечатление от потолка будет больше. Рафаэль справился с этой трудной задачей. Гобелены имели огромный успех, когда были показаны в Сикстинской капелле в 1519 году.

Рафаэль Санти. Гобелены. Рисунок к гобелену «Передача ключей»

Рафаэль Санти. Гобелены. Гобелен «Передача ключей»
Гобелены ткались по рисункам (картонам) в полную величину. Рафаэль не мог отступить от технологий того времени, и ему с помощниками пришлось создать почти пятиметровые картоны, склеив их из двух сотен листов бумаги. Всего было сделано 10 картонов на библейские сюжеты, на бумаге сохранилось только 7. Рисунки были закончены в конце 1516 года, что засвидетельствовал документ о конечной оплате за работу от 20 декабря 1516 года.

Рафаэль Санти. Гобелены. Рисунок к гобелену «Проповедь Св. Павла»

Рафаэль Санти. Гобелены. Гобелен «Проповедь Св. Павла»
Тканые ковры были тогда самым роскошным украшением. Лучше всего они выполнялись во Фландрии – в Арраксе, Брюгге и Брюсселе. Картоны были отосланы в Брюссель в ткацкую мастерскую известного мастера Питера ван Эльста, где их цвета были адаптированы к возможностям ткацкого станка. Тональность рисунков, выполненных итальянским карандашом с раскраской кистью, была ясной благодаря темпере – краске на основе сухих порошковых натуральных пигментов. Фландрские ткачи пользовались палитрой всего из 6 цветов, поэтому возможности цветовой гаммы гобелена были ограничены, а эффект света и тени достигался методом протравки и особого ткацкого приёма – растяжки. К тому же, Бернард ван Орлеи, ткавший гобелены, вместо того, чтобы уступать авторитету знаменитого художника, часто вмешивался в замысел и по своему усмотрению изменял композицию, очертания фигур и пейзаж, добавлял золото и различные декоративные обогащения.

Рафаэль Санти. Гобелены. Рисунок к гобелену «Смерть Анания»

Рафаэль Санти. Гобелены. Гобелен «Смерть Анания»
Первые три готовых гобелена вернулись в Рим в 1519 году незадолго до смерти Рафаэля. Очевидно, художник мог их видеть в Сикстинской капелле. Папа Лев Х наверняка видел эти гобелены, потому что умер годом позже Рафаэля.

Рафаэль Санти. Гобелены. Рисунок к гобелену «Чудесный улов»

Рафаэль Санти. Гобелены. Гобелен «Чудесный улов»
Разрезанные на фрагменты подлинные картоны остались на складах ткацкой фабрики в Брюсселе, и несколько монархов, включая Генриха VIII Английского, изготовили с них собственные гобелены. В 1623 году принц Уэльский, будущий король Карл I, по совету Рубенса приобрёл 7 уцелевших оригинальных картонов за 300 фунтов, и с тех пор они находятся в собственности королевской семьи. В 1865 году Музей Виктории и Альберта взял картоны в долговременное использование. Картоны настолько хрупкие, что никогда не вывозятся из стен Музея на выставки.
Гобелены Рафаэля, сплетённые из шерсти, шёлка, золота и серебра, считаются одним из величайших сокровищ Высокого Возрождения. Самые известные Ватиканские гобелены: «Чудесный лов рыбы», «Св. Павел проповедует в Афинах», «Призвание Св.Петра к апостольству» и «Смерть Анании». Впервые четыре бесценных гобелена Рафаэля с оригинальными рисунками: «Призвание Петра», «Чудесный лов рыбы», «Жертвоприношение в Листре» и «Исцеление хромого» были выставлены в музее Виктории и Альберта в Лондоне в 2010 году. Выставка была приурочена к визиту Папы Римского Бенедикта XVI в Лондон.
автор: Людмила Велигорская