“Плентаризм” – именно так иронично, но очень точно называет Иван Марчук стиль, в котором работает. Если бы все трудились так же, как он, по словам самого художника, в Украине уже давно бы наступил рай на земле.
С 28 января по 19 февраля 2012 года в галерее “Мистецька збірка” (Киев, ул. Терещенковская, 13) проходит выставка ранних работ украинского художника Ивана Марчука. В двух небольших залах уютной галереи выставлены живописные полотна, созданные мастером в 60-70 годах прошлого века, во время интенсивных гонений со стороны партийных деятелей “от искусства”. Работы глубоко символичные, философские и самобытные. Они имеют крайне мало общего с ортодоксальным соцреализмом эпохи их появления на свет.
на фото: украинский художник Иван Марчук, “Автопортрет”
“Плентаризм” – именно так иронично, но очень точно называет Иван Марчук стиль, в котором работает. Сам художник произвёл его от украинского слова “плентатися” (“плестись” в смысле “неровно идти”). Но искусствоведы пошли дальше в своей интерпретации, сравнивая живопись Ивана Марчука с “заплетанием красок”, что может показаться несколько пафосным, если не видеть самих работ.
С первого взгляда на представленные в галерее картины Ивана Марчука возникает ассоциация с нейронными сетями. Перед вами – сложнейшее переплетение тонких линий, каждая из которых будто вибрирует, перенося импульс, подобно нейрону. А вместе они создают мощное информационное поле авторского послания.
На выставке представлены более десяти таких “плентаристичных” работ, в частности, “Десь заблукали ми у лісі” (“Где-то заблудились мы в лесу” – укр.), “Пам’ятайте сліди свої” (“Помните следы свои”), “І темрява залишила нас” (“И тьма оставила нас”), “І прийшов я до вас” (“И пришёл я к вам”), “Вони світились нам услід” (“Они светились нам во след”). Во всех перечисленных работах хорошо читаются аллюзии на тему христианства, украинского фольклора, национальной идентификации. Это вполне объясняет, почему Иван Марчук творил “в тени”, а все его выставки в советской Украине проходили подпольно на квартирах ценителей-интеллигентов. Иван Марчук – это человек, который слишком дорого оценивает своё мастерство, своё время и свою жизнь, чтобы растрачивать её на заигрывания с соцреализмом (“сю-сю-сюреализмом”, как шутили в то время).
 |
Иван Марчук, “У вирій полетіли” |
“До світла” (“К свету”) – это экспрессивная работа, которая выбивается из общей концепции и стилистики Ивана Марчука. На ней изображён огненный шар-солнце и тянущиеся к нему когтистые лапы. Использование при этом “сигнальных” цветов – красного и зелёного – вызывает неконтролируемое чувство тревоги и опасности. Хотя, если присмотреться, постепенно приходит понимание, что “когтистые лапы” – это и не лапы вовсе, а модифицированные стебли растений. Но, даже не смотря на это, работа “До світла” буквально кричит отчаянием и перекликается с психоделикой.
Не смотря на уверения Ивана Марчука о том, что в его работах нет места печали и депрессивным настроениям, большинство его работ убеждают в обратном. Взять, к примеру, холсты из серии “Реквием”. Композиция каждой работы состоит из нагромождения черепов животных, сломанного сельскохозяйственного инвентаря и музыкальных инструментов. Символизм этих предметов легко читаем. Аналогично и в работах цикла “Мелодии осени” лейтмотивом проходит тема умирания (природы, человека, религии, возможно, Бога). Художнику легче слукавить перед журналистом, чем живописной работе – перед внимательным, чувствительным зрителем.
 |
Иван Марчук, “Чуєш, дзвони б'ють тривогу” |
Некоторые работы художника странным образом не соответствуют своим пространственно-временным координатам. Глядя на них, складывается впечатление, что рисовал их человек, на мгновение приоткрывший занавес под названием “Тайна Вселенной”. И в одно мгновение он увидел такие вещи, о которых необходимо поведать человечеству, но попытки изобразить их на холсте тщетны. Такие работы как “Чуєш дзвони б’ють тривогу” (“Слышишь, колокола бьют тревогу” – укр.) и “А доля всіх веде” (“А судьба всех ведёт”) столь интригующи, сколь малопонятны. Их интерпретация напрямую зависит от желания самому попробовать разгадать “Тайну”.
 |
Иван Марчук, “А доля усіх веде” |
Творческий путь самого Ивана Марчука также неординарен, как и его живопись. В 1989 году он эмигрировал в Австралию, потом в Канаду и США в поисках благоприятных для вольного художника условий. Широкое признание Ивана Марчука за границей способствовало принятию его в Общество художников СРСР без его ведома. В 1996 году он получил звание Заслуженного художника Украины, а в 1997 году стал лауреатом Национальной премии Украины им. Т. Г. Шевченка. В 2006 году Международная академия современного искусства в Риме приняла Ивана Марчука в ряды “Золотой гильдии” и выбрала почётным членом научного совета академии. Это первый случай признания украинского художника институтом такого высокого уровня. Сегодня “Золотая гильдия” насчитывает 51 художника со всего мира. В 2007 году Иван Марчук занял 72-е место в британском рейтинге “Сто гениев современности”.
На сегодняшний день Иван Марчук создал более 2 тысяч живописных работ и на этом не намерен останавливаться. Он очень трудолюбивый и плодовитый художник. О себе говорит, что не может не работать, проводит у мольберта почти целые сутки, изредка прерываясь на сон и трапезу. Если бы все трудились так же, как он, по словам самого художника, в Украине уже давно бы наступил рай на земле.
автор: Юлия Каминская, галерист
Если вы желаете опубликовать свои отзывы о художественных выставках на нашем портале, вы можете прислать их в нашу редакцию.