выставка: «Тайны тела» (“The Human Body Exhibition”)
дата: с 7 сентября по 23 декабря 2012, продлена до 17 февраля 2013
место проведения: г. Киев, НСК “Олимпийский”
идея: Гюнтер фон Хагенс
цена билета: взрослые (от 18 до 64 лет): будни – 135 грн; выходные – 155 грн; пожилые люди (от 65 лет) – 105 грн; дети (от 3 до 12 лет) при обязательном сопровождении взрослого – 50 грн; подростки (от 12 до 18 лет) – 105 грн; студенты – 110 грн; семьи, только в будни (2 взрослых, 2 детей) – 350 грн; школьные и студенческие группы (15 чел. и более) – 75 грн.
на фото: Гюнтер фон Хагенс
Доктор Смерть отдавал себе отчёт в том, что в Киеве его могут не встретить с либерально распростёртыми объятиями, как в Западной Европе. Поэтому самые шокирующие его произведения на выставке в «Олимпийском» не представлены.
Выставка «Тайны тела»: теперь в Киеве
Немецкий художник-патологоанатом Гюнтер фон Хагенс и его анатомический паноптикум наделали много шума в мире. Киев не стал исключением. Как только не обзывали доктора: и «Доктор Смерть», и «современный Франкенштейн». Досталось и самой выставке «Тайны тела», которую именуют то «утончённым садизмом», то «парадом мертвецов». Мы решили не поддаваться на провокации, но и остаться в стороне от нашумевшего события тоже не смогли. Решили пойти и посмотреть, так ли «страшен черт»…
Известно, что данная выставка путешествует по миру уже более десяти лет. За это время в Сети накопилось множество фотоотчётов о ней в разных городах. Мы предварительно изучили самые масштабные из них и готовились к худшему. Но, обойдя несколько выставочных галерей в НСК «Олимпийский», пришли к заключению, что добрый доктор Гюнтер фон Хагенс украинцев пощадил. Сейчас объясню, почему.
Выставка «Тайны тела»: экспонаты
Да, выставка «Тайны тела» состоит из мёртвых тел чуть более, чем полностью. Все они – результат открытой доктором Гюнтером фон Хагенсом в 1977-м году процедуры пластинации, о которой мы рассказывали в одной из предыдущих статей на эту тему. Все они представлены в естественных позах – стоят, прыгают, бегают, читают, играют на музыкальных инструментах и тому подобное. Но, вероятно, Доктор Смерть отдавал себе отчёт в том, что в Киеве его могут не встретить с либерально распростёртыми объятиями, как в Западной Европе. Поэтому самые шокирующие его «произведения» на выставке «Тайны тела» в «Олимпийском» не представлены.
на выставке «Тайны тела в Киеве»: кровеносная система в области легких
Выставка «Тайны тела»: экспонаты, не прибывшие в Киев
Так, на выставке «Тайны тела» в Киеве мы не увидели тело беременной женщины с разрезом в животе, открывающим взору 7-месячный плод. Не увидели лишенного кожи наездника на лошади без шкуры − при полном комплекте внутренних органов, просматриваемых сквозь сеть мышц и сухожилий, − держащего к тому же в руках свой собственный мозг. Не увидели экспонаты кунсткамеры: двуглавых младенцев, сиамских близнецов и прочие фокусы природы, не видели также и пластифицированные трупы в сексуальном сношении, которым была посвящена отдельная выставка в Берлине.

на фото – экспонаты, не прибывшие на выставку «Тайны тела» в Киев
Скандальные выставки: небольшой экскурс в историю
В этой связи мне вспомнилось одно известное и тоже в своё время скандальное историческое событие. В 1714-м году Пётр Первый издал указ о создании первого в России музея – Кунсткамеры. Кроме собрания различных диковинок, там была также представлена уникальная коллекция по эмбриологии и анатомии, купленная Петром Первым в 1717-м году у голландца доктора Фредерика Рюйша. Она состояла из 937-ми экспонатов, которые доктор Рюйш собирал около пятидесяти лет и согласился продать только русскому царю, веря, что тот сможет сохранить её для потомков. Экспозиция эта настолько шокировала суеверную русскую публику начала XVIII века, что на входе каждому её посетителю наливали рюмку водки.
С тех пор, как открылась петровская Кунсткамера, прошло уже почти три столетия. Эпоха просвещения, 70 лет советского дарвинизма и материализма, стремительный рост информационного поля Земли, казалось бы, уже давно должны были вытеснить из наших голов невежество и предрассудки. Тем не менее, до сих пор находятся противники анатомических опытов доктора Гюнтера фон Хагенса. Но полное отсутствие неприятного запаха и каких-либо устрашающих спецэффектов в залах выставки «Тайны тела» совершенно уводит от мысли о нездоровых идеях её организатора или, не дай Бог, об издевательствах над умершими.
Вот как комментирует этот вопрос доктор Гюнтер фон Хагенс:
«Умершего не нужно приравнивать к человеческому телу. Умерший − это отображение покинувшего нас человека в представлении еще живущих, в частности его близких. В противном случае речь идет лишь о трупе. Умерший − это личность. Со смертью тело теряет свою личную составляющую и вместе с прекращением функционирования мозга становится трупом. Пластинация трансформирует этот труп в анатомический препарат. Таким образом, результат пластинации имеет столь же мало общего с трупом − объектом скорби, как и человеческий скелет, который тоже не воспринимается как труп».
на фото справа: Гюнтер фон Хагенс
Выставка «Тайны тела»: полезное просвещение
Скорее всего, готовя свою выставку в Киеве, доктор Гюнтер фон Хагенс не преследовал цель эпатировать публику, иначе он бы представил нам и более шокирующие экспонаты, о которых упоминалось выше. Выставка «Тайны тела» в «Олимпийском» всё же носит просветительный характер. Хоть раз в жизни надо увидеть себя изнутри (не только на картинках учебников), понять, насколько гармонично и хрупко человеческое тело, банально задуматься о здоровом образе жизни, чтобы случайно не стать экспонатом зала вредных привычек.
Популярные медицинские издания утверждают, что человек, который выкуривает пачку сигарет в день, выпивает полчашки смолы в день. Мне, некурящему человеку, было трудно в это поверить, пока я не увидела иссиня чёрные лёгкие курильщика в одной из девяти галерей выставки «Тайны тела». По сравнению со здоровыми нежно розовыми лёгкими в соседней витрине оны выглядят впечатляюще жутко. В какой-то момент я даже пожалела, что не курю, а значит, не могу проверить на себе действенность этого приёма. А вдруг бы и в самом деле бросила, не только на словах, а буквально – пачку сигарет в специально установленный для этого стеклянный ящик.
А вон сидит пластинированный шахматист перед шахматной доской. Он как бы приглашает сесть рядом с ним и если не сыграть партию, то хотя бы поразмыслить. Когда-то это был живой человек, у него сильно билось сердце и происходили бурные химические реакции в организме, когда он был влюблён, кто-то другой любил его, любовался изгибом его бровей или его изящными пальцами. И вот теперь этот этап его существования остался позади. Теперь он мёртвый, который учит живых. Учит жить достойно и ответственно, иллюстрируя самим собой всем известное «memento mori».
автор: Юлия Каминская, галерист
Если вы посетили выставку «Тайны тела» и желаете высказать о ней свое мнение, вы можете написать его в комментариях под статьёй или прислать свой отзыв на адрес info@2queens.ru