В 2014 году Премия Кандинского составит 10, 40 и 50 тысяч Евро для победителей в трех номинациях. Кто станет лауреатом Премии Кандинского 2014, мы узнаем 11 декабря 2014 года, а пока объявлены 9 номинантов, вышедших в финал.
на фото: фрагмент “Europa in Trouble”, Павел Пепперштейн, 2013
20 октября 2014 года международное жюри, в состав которого вошли Марина Лошак (директор ГМИИ им. А.С.Пушкина, Россия), Борис Маннер (независимый куратор, Австрия), Дэвид Торп (независимый куратор, Великобритания), Мария Тсантсаноглу (директор Государственного музея современного искусства в Салониках, Греция) и другие деятели культуры, определило, кто вышел в финал Премии Кандинского 2014:
В номинации “Проект года”, призовой фонд 40 000 Евро:
Павел Пепперштейн, проект “Святая политика”
Павел Пепперштейн (1966 года рождения) – художник и писатель, можно сказать, живой классик. Как и положено гению (или, как минимум, сверх одаренному человеку), способен провидеть будущее: перед началом конфликта Украины и России Павел Пепперштейн создал серию замечательных работ “Святая политика”, в которых пытается отстраненно показать глобальную политику, соединяя культурные коды, анимационных персонажей и детскую игру в “войнушку”.

“Фильм “Война с гигантским ребенком”” Павел Пепперштейн, проект “Святая политика”
Ирина Корина, проект “Припев”
Ирина Корина (1977 года рождения) известна московской публике, как автор многочисленных неординарных инсталляций. Принимает участие в выставках с 2000 года. В 2008 году Ирина Корина стала лауреатом государственной премии в области современного искусства “Инновация”.

инсталляция “Лимузин”, Ирина Корина, проект “Припев”
Лилия Ли-ми-ян, проект “Masters/Servants”
“Masters/Servants” – это книга, состоящая из серии фотопортретов людей, сфотографированных в обычной для них обстановке. Все снимки сделаны в идентичном ракурсе, все люди смотрят прямо в камеру. Если вы начнете листать книгу с одной стороны, перед вами будут портреты богатых мужчин и женщин, которые могут себе позволить иметь прислугу и всё, что пожелают. Если вы перевернете книгу и начнете листать её с оборотной стороны, перед вами предстанут лица этой самой прислуги. В книге также есть небольшие тексты, сопровождающие некоторые фото.

фотография 70х50, 2014, автор Лилия Ли-ми-ян, проект “Masters/Servants”
В номинации “Молодой художник. Проект года”, призовой фонд 10 000 Евро:
Елена Рыкова, “Зеркало Галадриэль”
Елена Рыкова (1991 года рождения) – композитор, работает в жанре музыкального перформанса. В 2013 году стала финалисткой престижного международного конкурса композиторов Gaudeamus Prize (Голландия).
“Зеркало Галадриэль” – это музыкальный перформанс, выходящий на территорию визуального искусства. Два исполнителя – мужчина и женщина – взаимодействуют по разные стороны теннисного стола, разделенного метафорическим зеркалом – сеткой, отражая определенные действия друг друга согласно предписанным автором “правилам игры”. Один из игроков “ведущий”, а второй “отражает” его действия; во второй половине они “зеркально” меняются ролями. Объектами являются сосновые и еловые шишки; при их взаимодействии с поверхностью стола рождаются звуки, которые вступают в игру со звуком дыхания исполнителей.
Перфоманс о взаимопонимании без слов; возможности видеть в другом лишь свое отражение; желании влиять на происходящее; моменте, меняющем ход игры; жизни, выходящей за рамки ее правил.

“Зеркало Галадриэль”, Елена Рыкова
Тимофей Радя, “Все, что я знаю об уличном искусстве”
Тимофей Радя - уличный художник из Екатеринбурга. Его работа “Все, что я знаю об уличном искусстве” – это манифест, написанный на стене завода в Санкт-Петербурге. Высота этой стены – 10 метров, длина – 50 метров. Манифест был написан в течение суток.

Тимофей Радя, “Все, что я знаю об уличном искусстве”
Альберт Солдатов, “Бальтус”
Альберт Солдатов (1980 года рождения) – художник-график, изучает современные медиа, как феномен искусства и культуры.
“Бальтус” – это видео, которое состоит из 10 сцен, формально воспроизводящих персонажей живописи художника Бальтуса. Персонажи, застывшие в атмосфере бездеятельности, актуализируют зависшее как бы в трансе сознание современного человека, посетителя социальных сетей, имидж бордов, форумов, где информация представлена в фрагментированном виде. Эти фрагменты — краткие эмоции, оценки, мнения, приколы. Интернет пространство здесь, как поле бессодержательной фрагментированной информации. Персонажи видео с наложенным закадровым текстом цитат из интернета выражают инфантильное сознание пользователя сети. Звук — закадровые диалоги, составленные из реплик из социальных сетей.

“Бальтус”, Альберт Солдатов, одноканальная видеоинсталляция, 13 мин, 2014
В номинации “Научная работа. История и теория современного искусства”, призовой фонд призовой фонд 50 000 Евро:
Виктор Мизиано, “Пять лекций о кураторстве”
Игорь Чубаров, “Коллективная чувственность: теории и практики левого авангарда”
Михаил Ямпольский, “Живописный гнозис”
Член жюри Премии Кандинского 2014 Мария Тсантсаноглу прокомментировала выбор жюри следующим образом: “Члены жюри рассмотрели и обсудили много интересных проектов, наш выбор был нелегким. Осуществляя его, мы руководствовались тремя важными аспектами: актуальность, вневременность и удачное использование материалов”.
при подготовке статьи использованы материалы сайта kandinsky-prize.ru