жанр: мелодрама
режиссер: Андрей Малюков
сценарист: Тимофей Сергейцев, Игорь Сосна, Дмитрий Зверьков
актёры: Сергей Безруков, Елизавета Боярская, Екатерина Климова
страна: Россия, 2012
бюджет: $8 млн.
В основе сюжета фильма “Матч” – советский миф о расстреле футболистов команды “Старт” (состоявшей в своем большинстве из игроков "Динамо Киев") за отказ проиграть немецкой любительской команде “Flakelf” в матче-реванше (“матче смерти”) 9 августа 1942 года, который завершился со счетом 5:3 в пользу команды “Старт”:
В действительности, после 9 августа 1942 года был ещё матч 16 августа 1942 года - с местной командой “Рух”, которая проиграла “Старту” со счетом 8:0. Через два дня после этого матча, 18 августа 1942 года 9 футболистов “Старта” были арестованы (в том числе вратарь Николай Трусевич). Есть несколько версий, почему арестовали футболистов. В частности, в соответствии с показаниями футболиста “Старта” Макара Гончаренко: “18 августа 1942 года я был арестован гестапо по доносу некоего Швецова, который сообщил немцам о том, что я являюсь работником НКВД…”
Георгий Дмитриевич Швецов – организатор команды “Рух”, коллаборационист. “Рух” и “Старт” организовывались приблизительно в одно время, Швецов приглашал Николая Трусевича (прототип Раневича в фильме “Матч”) и других динамовцев в свою команду, Трусевич и почти все бывшие динамовцы отказались (согласился только динамовец Николай Голембиовский):
Николай Трусевич и Сергей Безруков (в роли Раневича)
фото с сайта newsme.com.ua
Часть футболистов была арестована после 18 августа 1942 года. В сентябре они были переведены в Сырецкий концентрационный лагерь, где в феврале 1943 года три футболиста были расстреляны, в том числе и Николай Трусевич. По версии Макара Гончаренко, причиной расстрела стало заступничество футболистов за заключенного, которого избивал гестаповец.
Георгий Швецов был арестован после освобождения Киева и осужден на 15 лет, освобожден через 10.

Сценаристы также украсили события любовной историей: у Раневича роман с учительницей немецкого языка Анной, которая ради его спасения согласилась стать женой бургомистра Киева. В роли Анны – Лиза Боярская. Безруков и Боярская разыгрывают на экране любовь – на этот раз со стриптизом, но снова неудачно: зрителю сложно поверить в то, что между ними есть какие-то чувства. Однако, это может происходить не от плохой игры, а от того, что роли в "Матче" плохо прописаны. Дейстие фильма достаточно сумбурное и не всегда последовательное и, возможно, актерам не под силу вжиться в плохо прописанные образы.
После выхода фильма на режиссера Андрея Малюкова, продюсеров и сценаристов фильма посыпались обвинения в антиукраинстве: киевляне разговаривают на русском языке, а полицаи – на украинском, немцев, которые входят в Киев 19 сентября 1941 года, киевляне торжественно встречают хлебом-солью, с цветами от киевлян и улыбающимися девушками в национальных нарядах.
Однако, в “Матче” не всё так однозначно: положительные герои в фильме также разговаривают на украинском, один из украинцев, прислуживавших немцам, помогает еврейским детям сбежать из очереди к Бабьему Яру. Немцев действительно встречали во многих городах как освободителей от большевиков, но это происходило и в русских городах. Однако, встречу в таком формате, как показано в фильме, в Киеве все равно трудно себе представить, особенно на фоне битвы за Киев, после которой в убитых и взятых в плен числились сотни тысяч человек.
Учитывая количество исторических неточностей, ошибок и придумок сценаристов “Матч” вряд ли может претендовать на историческую достоверность, а заявленный жанр фильма – историческая драма – на правильность. “Матч” - это, скорее, просто мелодрама.
автор: Елизавета Мельниченко