«Большие глаза» - это биографический фильм о художнице Маргарет Кин. Популярность ей принесли работы, характерной особенностью которых были чересчур преувеличенные глаза изображенных на них людей. Фильм затрагивает конфликт художницы и её мужа, под именем которого долгое время продавались работы Маргарет. Но, художница всё же решила заявить о своих правах.
Пожалуй, самое первое, чем примечателен фильм «Большие глаза», - это его создатель. Режиссер Тим Бёртон уже давно занял свою нишу в авторском кино и подарил миру достаточно много хороших работ, НО! К превеликому сожалению, после выхода в свет его фильма «Алиса в Стране чудес» и фанаты режиссера, и кинокритики стали отмечать, что он медленно, но уверено опускается до уровня массового кино. С нашей точки зрения, «Большие глаза» - это его спасательная шлюпка, попытка вернуться к своему, к бёртоновскому кино.
Поэтому, очень важно отметить, что, если вы видели ранние работы автора и они пришлись вам по душе, то фильм, скорее всего, вас разочарует. Если же воспринимать его как отдельную работу, то он стоит просмотра.
Это уже не первый фильм Тима Бёртона в биографическом жанре - в 1994 году на экраны вышел фильм «Эд Вуд» о самом бездарном режиссере всех времен и народов. Как тогда, так и сейчас режиссер выбрал для своего кино незаурядную знаменитость с необычной биографией.
Персонаж для фильма «Большие глаза» был выбран неслучайно. Тим Бёртон, как никто другой, знаком с историей жизни Маргарет Кин. Когда-то давно, он, как и все, верил, что рисовал Уолтер, так как несколько раз заказывал у них картины. Истинное положение вещей в своё время очень удивило режиссера. И вот, в недавние годы он решил рассказать историю этой семьи на экране. Бёртона завораживали глаза на картинах Кин, по мнению режиссёра, глаза – важнейшая часть лица и личности.

Кадр из фильма «Большие глаза»
Сценаристы, которые первоначально и должны были работать над «Большими глазами», давно знакомы с Бёртоном, еще со времен «Эда Вуда». Фильмы, несомненно, перекликаются, особенно в плане диалогов и незаметной проработки персонажей, но картина «Большие глаза» вышла куда менее сочной. Фильм предполагает быть смешным, хотя бы забавным. Но все веселые моменты, по большому счету, заключаются в комментариях журналиста, от лица которого идет повествование.
Позволю себе процитировать в этой статье анонс к фильму, заявленный в буклете: «Америка 50-х. В Сан-Франциско зарождается то, что разрушит традиционный взгляд на искусство - художник Уолтер Кин придумал «поп-арт». Его картины, изображающие трогательных детей с огромными глазами, произвели настоящий фурор. Но, на пике славы художника его скромная супруга Маргарет вдруг утверждает, что Уолтер — мошенник, и именно она — автор знаменитых картин. Весь мир замер в ожидании ответа на вопрос: чьи гениальные картины украшают почти каждую гостиную?».
Звучит довольно интригующе и заманчиво, ожидаешь, что фильм будет держать тебя в постоянном напряжении. И когда начинаешь смотреть фильм, ждешь что вот-вот сейчас что-то будет, но нет: сюжет развивается медленно, если не сказать, стоит на месте. И после более чем часа ожидания, в самом конце мы видим то, о чём было заявлено, видим динамичное развитие событий, персонажи начинает раскрываться на глазах, показывая истинную силу своего характера и … фильм заканчивается. Заканчивается он, правда, на позитивной ноте, чем очень радует зрителей, которые пришли приятно скоротать вечер в кинотеатре.
Из чисто бёртоновского почерка в этом фильме два момента. Первый - это атмосфера такой, немного кукольной Америки. Брюно Дельбоннель, оператор фильма, снял невероятно приятный, мягкий видеоряд. Удачно была передана разница между 50-ми и 60-ми годами с помощью цветовой гаммы. А второй - это сами больше глаза, но не на картинах, а людей, которых встречает художница на улице, и которые видит у самой себе в зеркале, отражающие её внутренние переживание в связи с ложью, в которую она невольно втянулась.


Кадры из фильма «Большие глаза»
Среди позитивных моментов - актерская игра. Эми Адамс великолепно справилась со своей ролью, показав внутреннюю борьбу женщины того времени за свои права. Испуганный взгляд, дрожащие губы, а потом резкий переход в уверенную, знающую себе цену женщину. Она не только вызывает у зрителей сочувствие, но и желание увидеть её преображение в конце. Во время просмотра ты ждешь, что вот-вот она станет совсем другой личностью, и это происходит. Предполагаем, что реальное общение с Маргарет Кин очень помогло актрисе в создании образа.
И Кристофер Вальц тоже блестяще справился со своей ролью. Пусть его герой, по большей части, персонаж шаблонный, но всё-таки ему, как и исполнительнице главной роли, удалось показать генезис своего персонажа: от милого парня, который спасает Маргарет, до наглого, самолюбивого лгуна. Когда его персонаж кричит на критика (к слову сказать, роль его исполнил Теренс Стэпл и, несмотря на то, что она была небольшой, актер добавил важный штрих к картине) со словами: «Только потому, что такие люди, как я, работают, это делает их плохими?» - становится апогеем раскрытия персонажа, квинтэссенцией всей лжи, которую Уильям Кин выдавал людям.

Эми Адамс и Кристофер Вальц
Бен Сакс из «Chicago Reader» написал о фильме следующее: «Эми Адамс и Кристофер Вальс харизматичны в своих образах; иногда они даже выпадают из общего самодовольства фильма». Оба актера были номинированы на «Золотой глобус», но только Эми Адамс достался приз в категории «Лучшая женская роль в комедии/мюзикле».
Еще один момент, который не мог не порадовать - отсутствие в фильме Джонни Деппа. Мы лично ничего не имеем против этого актера и уж никак не сомневаемся в его таланте, но то, что в последние годы Тим Бёртон носится с ним, как Михалков с Меньшиковым, выглядит смешно. К тому же, после выхода в свет «Пиратов Карибского моря», большая часть работ Джонни Деппа заключалась в создании эпатажного образа, за которым не видно ни сути, ни смысла.
Назвать это фильм провальным, конечно, нельзя. На портале «Rotten Tomatoes» он получил 69% (но никто их топ-критиков не дал ему сильно высокой оценки) в рейтинге кинокритиков и 72% в зрительском. И если бы автор статьи не была знакома с ранними работами режиссера и так их не любила, то, пожалуй, дала бы ему более высокую оценку. Но это - не Тим Бёртон. Тим Бёртон, наверное, свежее, ярче и оригинальнее, а «Большие глаза» - это просто неплохой, добрый фильм для коротания вечера.
автор: Елена Яковлева
