«Требуется лжец!» Print

Вечная тема лжи, затрагиваемая многими классиками мира, как нельзя актуальнее подходит к театральной сцене любой эпохи. Декорации сменяются, а люди остаются прежними и все также нужны специалисты «профессионально сочиняющие правду». Комедия «Требуется лжец!», которая идет на сцене Театра русской драмы имени Леси Украинки, как нельзя лучше описывает нынешнею ситуацию в Украине, да и во всем мире.

Комедия начинается с назначения на место депутата Теофилоса Ферекиса, который «заслужил» свое место всевозможными обещаниями, о которых, как оно часто водиться, после выборов тут же забыл. Но вот незадача, сами избиратели не забыли про обещанные им блага. Так как сам Теофилос не намерен заниматься своими прямыми обязанностями, а секретарша его, Пипица, по натуре человек честный, и не может лгать избирателям, то им нужен специальный помощник по правде. Тут то и появляется главный герой, Тодорос, который способен выполнить любое обещание, точнее заставить людей верить в то, что их дела очень важны для депутата Ферекиса.

требуется лжец

Тодорос - профессионал политической и медиа сферы. Он уже много лет работал в сфере медиа и насочинял там и море в Сахаре, и засуху в Антарктиде. Все его выступления проходит на одной ноте - он как вихрь залетает в зал и вылетает из него, оставляя после себя только восхваляющие отзывы тех, кто повелся на его обман. «Я, Тодорос, лжец с талантом, верю в то, что я вру», - и в этом заключается главный успех его лжи. Дело в том, что на протяжении всего спектакля от самого Тодороса исходит правда лишь два раза и то, потому, что она сама настолько абсурдна, что врать там просто грешно. А о самой судьбе Тодороса зрителю становиться известно лишь из его уст «чистейшая, ни чем не приукрашенная правда».

Главный персонаж - это скорее символ, объединяющий в себе в лживые ланки политической системы: обещание депутатов, неправдивые материалы в СМИ, истощение государственной казны с целью личной наживы и многое другое. Даже обещания в духе: «слепые прозреют, глухие услышат, старые омолодятся и будут жить вечно», - для Тодороса выполнить,. точнее сделать вид, что оно выполнено, не проблема. Но, как говориться в старой притче, если долго будешь врать, то тебе никто уже не поверит. Так и те единственные два правдивых факта, произнесенные Тодоросом, вызывают недоверие у всех сторон действия, так как всем известно, что он лжец. То же самое можно сказать о политиках, и не только в нашей стране. Эта профессия уже давно стала синонимом лжи.

требуется лжец

Но, главный режиссер Украинского национального театра русской драмы имени Леси Украинки Михаил Резникович все же хотел меньшей политизации этой работы и перед началом репетиций так сказал в своем интервью: «Это комедия, будем работать. Потом знаете, есть пьеса, которая идет сейчас в Москве, мы ее немножко по-другому будем делать. Пьеса написана в середине прошлого века, но не утратила своей сумасшедшей актуальности сегодня, это пьеса Псафаса «Требуется лжец». Это такая, комедия современного Остапа Бендера».

Не стоит обходить в пьесе «Требуется лжец!» и вруна второго плана, который делает свое дело куда хитрее и изощреннее - молодую жену депутата Дженни. Именно она первая знакомиться с Тодоросом и мгновенно понимает, что он собой представляет. Но, на своем лживом поприще Дженни хочет лишь материальной выгоды от своего супруга, и понимает, что новый помощник будет удерживать депутата на плаву своими лживыми сказками лишь недолгое время. Поэтому жена депутата и объявляет ему войну, но, как и все её действия, негласную. Так что линия конфликта между Тодоросом  и Дженни, построенная на сплошном вранье добавляет пьесе даже некую интригу.

требуется лжец

Некоторые из зрителей обвиняли постановку в том, что она больше напоминает спектакли на школьной или институтской сцене. Это замечание было вызвано некой буффонадностью спектакля. Но, учитывая, во-первых, сюжет пьесы, можно сказать, что гротеск и окарикатуривание ситуации служат тут инструментами сатиры, на которой собственно и спориться всё действие. А, во-вторых, автор писал современную пьесу в стиле древнегреческой комедии, которой также характерны эти приемы.

Не можем не упомянуть о музыкальном сопровождении спектакля. Практически все зрители были просто в восторге от основной темы комедии, которая удерживает настроения зрителей на максимуме. К тому эта главная тема приводила моментально в движение всех персонажей, добавляя еще большей динамичности спектаклю. А вот вставки с песнями Андрея Миронова не совсем понятны. Если еще саундтрек из «12 стульев» как-то можно понять, проводя параллели с Остапом Бендером, то вот «Остров невезения» в исполнении девушек из кабаре, совсем не вписываются в общий сюжет пьесы.

Небольшая историческая справка:

Пьеса Димитриса Псафаса, греческого драматурга, был написана в 1953 году и уже тогда пользовалась успехом во всем мире, как и другие его работы («Фон Димитракис», «Заколдованный», «Набитый дурак и другие). Очень примечательно, что первые свои работы автор написал, будучи журналистом-фельетонистом, поэтому характерные особенности этого публицистического стиля очень явно проглядываются в пьесе «Требуется лжец!». Именно сатирическая острота отображения действительности принесла автору такую любовь среди народа.

Впервые на киевской сцене пьеса «Требуется лжец!» появилась 2 декабря 1963 года и очень полюбилась советским зрителям. В независимой Украине премьера пьесы состоялась 10 октября 2014 года на сцене Национального академического театра русской драмы имени Леси Украинки. Кстати, в данные момент этот же спектакль также идет на сцене «Молодого театра».

 

«Эта история случилась давно, в другое время и в другой стране», - именно этими словами начинается пьеса, которая вот уже более полувека актуальна в любой точке земного шара и, возможно, останется таковой еще надолго.

Ближайшие спектакли:

17 марта 2015 года

6 апреля 2015 года

28 апреля 2015 года

автор: Елена Яковлева

 

Всеволод Мейерхольд и его авангардный Театр

Всеволод Мейерхольд и его авангардный Театр

Всеволод Эмильевич Мейерхольд — русский и советский актёр и театральный режиссер, чьи провокационные эксперименты в авангардном театре стали основой современного

Артур Миллер: фигурант «чёрного списка» Голливуда и последний муж Мэрилин Монро

Артур Миллер: фигурант «чёрного списка» Голливуда и последний муж Мэрилин Монро

Артур Ашер Миллер по праву считается одним из величайших американских драматургов. Его пьесы удостаивались престижнейших наград, даже когда их подозревали в «антиамериканской

Загрузка...
КОММЕНТАРИИ
Добавить отзыв о спектакле: «Требуется лжец!»
  ИМЯ:    
    
E-mail:    
необязательно    
  ВАШИ КОММЕНТАРИИ:*    
Осталось символов: 

На портале приветствуется самостоятельное мышление и не приветствуется оскорбление других пользователей. Просим максимально воздерживаться от ненормативной лексики.

Добавить Cancel
Театр

 

НОВОЕ

История искусства рождается сегодня   О ПРОЕКТЕ

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Центр Української культури та мистецтва

АВТОРСКИЕ ПРАВА

Копирование материалов портала 2queens.ru разрешается при наличии гиперссылки, открытой для индексации поисковыми системами, и уведомления о копировании материалов редакции портала 2queens.ru через почтовый ящик info@2queens.ru.